Су-30СМ ВВС Армении летает только на воздушных парадах

Другие статьи

Армянские военно-воздушные силы располагают четырьмя истребителями российского производства, которые так и «не оторвались от земли» во время боевых действий в Нагорном Карабахе.

В декабре 2019 года пилоты российских ВКС из Иркутска перегнали в аэропорт Ширак города Гюмри четверку истребителей Су-30СМ. Собранные на Иркутском авиационном заводе ПАО «Иркут» машины поколения 4++, стали первой партией истребителей, поступившие в распоряжение военных пилотов ВВС Армении.

Эта «великолепная четверка», как назвал прибывшие самолеты премьер-министр страны Н. Пашинян, явились первыми из двенадцати намеченных самолетов, которые собиралась закупать Армения. Как сообщают военные эксперты, все машины должны были приобретаться по ценам, которые действуют в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то есть стоимость самолетов для Армении не должна была превышать стоимости для российских заказчиков. Вскоре после этого, истребители были переправлены на аэродром Эребуни, находящийся рядом с Ереваном. А 9-го мая в честь годовщины Дня Победы Су-30СМ армянских военно-воздушных сил приняли участие в воздушном параде.

Воздушный парад в Ереване
Воздушный парад в Ереване

В данном мероприятии в небе над Ереваном пролетел почти весь воздушный флот. Эксперты отмечают, что на данный момент в ВВС Армении насчитывается четырнадцать штурмовиков Су-25, один МиГ-25ПД, учебные самолеты Як-52 и Aero L-39 чехословацкого производства и «приобретение года» по версии премьера Су-30МС. Все эти самолеты отметились на параде.

После праздника истребители «разделились»: два из них остались в Ереване, а два других отправились обратно в Гюмри. И как в дальнейшем «жаловались» армянские летчики, крайне редко поднимались в воздух.

Известно, что в сентябре этого года вновь вспыхнул конфликт в Нагорном Карабахе. Но даже боевые действия не заставили «опасные» Фланкеры (Су-30 по классификации НАТО) подняться в небо, что сделало их по сути «бесполезными» машинами, способные летать только на воздушных парадах. В чем же причина «отказа» армянских военных от использования современных истребителей во время войны в Карабахе?

На то указывается множество причин. Так, например, военный историк Борис Соколов утверждает, что военные пилоты Армении не в достаточной мере освоили новые для них самолеты. Истребители были переданы армянской стороне в конце прошлого года, в то время как для обучения необходимо минимум два года.

Но многие утверждают, что задолго до передачи машин, армянские летчики были отправлены в Учебный центр истребительной авиации ВВС РФ в Саратовской области, где прошли полный курс обучения полетам на Су-30МС. А уже в этом году, незадолго до начала карабахского конфликта, истребительная авиация ВВС Армении приняла участие в двусторонних летно-тактических учениях, которые провела российская сторона в Южном военном округе на базе «Эребуни».

Передача Армении истребителя
Передача Армении истребителя

Как указывается в отчете Минобороны РФ, на высокогорном полигоне в Армении были отработанны полеты на различных высотах, совершались маневры уклонения от средств ПВО, проводилась отработка ударов по наземным целям, имитирующих бронетехнику противника. Все данные упражнения проводились в сочетании с истребителями российских ВКС.

Как видно из отчета, во время учений для армянских летчиков были «созданы» условия, которые больше напоминали условия карабахского конфликта. То есть утверждение, что пилоты не были готовы к войне, не являются верными.

Другой причиной для неиспользования Су-30МС указываются азербайджанские средства ПВО, которые были грамотно «расставлены» турецкими «ракетчиками», заблокировавшие практически все небо для взлета армянских истребителей. Аналитики военного портала Avia.pro утверждают, что зенитные ракеты систем С-300ПМУ-2, принадлежавшие вооруженным силам Азербайджана способны на взлете поразить истребители Су-30. Однако если обратится к статистике, то можно увидеть, что все двадцать катастроф, которые произошли с «сушкой» не являются следствием применения против них ракет систем ПВО. Российские летчики в марте 2019 года проводили в демонстрационном режиме «дуэль» Су-30МС против установок С-300ПМ и показали, что могут «уходить» от поражения даже на стадии взлета. А в воздухе, за счет сверхманевренности и современной системы РЭБ, могут уничтожить С-300 любой модификации. «Но такие «сверхманевры» могут совершать российские летчики. А способны ли на это армянские – большой вопрос», – пишут аналитики.

И все же, основной причиной, на которой «останавливаются» военные эксперты является намек турецких политиков, что в случае применения армянскими военно-воздушными силами Су-30МС, турки будут «вынуждены» поднять в воздух эскадрилью F-16, которая имеется у ВВС Турции. «Мы пойдем на это, даже несмотря на международный скандал», – заявил командующий военно-воздушных сил Турции.

Эксперты говорят, что именно этого «окрика» испугались в Ереване. Турецкие истребители наверняка были бы применены в зоне конфликта, не нарушая границы самой Армении. Поэтому ожидать военной помощи в таком случае от России не стоило. «Разборки» бы велись на уровне министерств иностранных дел. А вот потерять все «сушки» Армения могла бы в очень короткие сроки. Чего очень не хотелось Пашиняну. Поэтому Су-30 даже не делали попытки «засветиться» в небе Карабаха, даже с разведывательными функциями.

Впрочем, выделять какую-то одну причину того, что тридцатые так и не поднялись в воздух, наверное, не стоит. Все они вместе взятые и стали одной большой причиной бесполезности истребителей в конфликте армянских и азербайджанских силовиков. Армянские пилоты прошли отличную подготовку на территории России, но ее не хватало для военных действий. Учебные полеты могли восполнить пробел в практике, однако Сушки по большей мере оставались на земле, лишь изредка на небольшое время, поднимаясь в небо.

«Боязнь» азербайджанских ПВО появилась из-за неспособности армянских ПВО обеспечить «безопасное» небо для своих самолетов. Тут уже надо винить армянских генералов, а не кивать в сторону Азербайджана.

А про «намеки» со стороны Турции о применении F-16 – это всего лишь намеки, которые могут быть решительно «осуждены» всем международным обществом. Умелые дипломатические действия армянских политиков, могли бы не раз поставить азербайджанских «коллег», а вместе с ними и турецких в очень «неловкое» положение. Однако дипломаты Армении «отработали» конфликт еще хуже, чем военные.

Четыре армянских Су-30
Четыре армянских Су-30

Впрочем, можно сколько угодно размышлять о причинах не использования Су-30СМ. На данный момент ясно одно, правительство Армении, каким бы оно не было после урегулирования конфликта в Карабахе, скорей всего, откажется от дальнейших приобретений российского истребителя. Зачем надо тратить деньги, или вернее, влезать в долги, когда есть страх потерять боевые машины? Да и не до них сейчас будет Еревану.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи