Су-30СМ(Д) — необходимая модернизация

Другие статьи

Первый образец опытного назначения уже прошёл все испытательные мероприятия на аэродроме в Жуковском. И для всех проб был взят аппарат, планируемый к использованию в авиации ВМФ РФ. В подразделениях военно-морского флота истребитель на два лётчика более предпочтителен тем, что второй пилот, выполняющий функции штурмана и оператора, освобождает основного пилота от излишней нагрузку при полётах над водным пространством.

Обновление Су-30СМ уже назрело давно. И несмотря на то, что истребитель в состав российских ВКС стал поступать только в 2013ом году, самолёт являлся по сути переделанным под российские реалии индийскую версию СУ-30МКИ, опять же ведущий свою родословную линию от Су-30МК, поднявшийся в воздух в 1993ем году. На борту «индийца» стояли такие системы, как БРЛС с ПФАР Н011 «Барс», а также более мощные на тот момент силовые установки АЛ-31ФП. Впрочем, в данный момент эти двигатели явились поводом для критических высказываний.

Су-30МКИ стал несколько тяжелей Су-27, на котором стояли «тридцать первые», однако тяга двигателей не изменилась. Получается, что тяговооруженность стала несколько хуже. А это уже отрицательный момент в плане динамики и манёвренности. К тому же БРЛС «Барс» хоть и является вполне «боеспособной» системой, на данный момент своими возможностями она явно не блещет. И для устранения этих проблем и была задумана модернизация.

На данный момент точно известно — на Су-30СМ(Д) будут установленны новые силовые установки. Естественно, новые в отношении данного истребителя. АЛ-41Ф-1С на протяжении некоторого времени поднимает в воздух Су-35С. В сумме обе установки больше в весе АЛ-31ФП почти на семьдесят шесть кг, однако форсажная тяга прибавляет примерно четыре тыс килограммосил. Не стоит наверное говорить, как этот момент благотворно влияет на полётные характеристики. Но такие более мощные установки необходимы и по другой причине.

Су-35С
Су-35С

Причина заключается в том, что вся энерго система истребителя питается не только за счёт электрических генераторов, работающие от силовых установок. Отсюда вывод — чем сильнее установки, тем более энергопотребляющее оборудование можно установить на самолёт. И прежде всего это относится к бортовой радиолокационной системе. Сорок первый даёт варианты для подключения более нового и мощного комплекса Н035 «Ирбис», применяющихся на Су-35. Необходимо провести сравнение всех характеристик двух РЛС, чтобы понять преимущества новой системы против старой:

Одновременное сопровождение целей у Н011М равняется пятнадцати единицам, у Н035 — тридцать. Количество обстреливаемых целей у первой системы четыре, у второй восемь. Дальность обнаружения цели в заднюю полусферу у Н011 равняется шестидесяти км, у Н035 равняется ста пятидесяти км. Мощность средняя и импульсная к первой полтора и четыре с половиной кВт соответственно, у второй пять и двадцать кВт. Максимальная разрешающая способность в режиме картографирования у Н011М равно десяти м, у Н035 равно одному метру.

То есть все преимущества новой РЛС, как говорится, на лицо. Но установить новые двигатели на самолёт это не то же самое, что провести тюнинг какой-либо машины. В любом случае будет изменена развесовка самолёта. У новой силовой установки другие размеры. Необходимо их вписать в имеющиеся размеры истребителя. Тут в любом случае приходится менять чьи-то пропорции. А это значит, что необходимы испытательные мероприятия для определения новых аэродинамических свойств. Для систем радиолокаций необходимо проводить проверку на электромагнитное совмещение. Для силовых установок надо учитывать необходимое расширение под воздействием тепла. А также воздействие перегрузок на различные соединительные элементы. И это первое, что пришло в голову с первого раза. Причём в голову дилетанта.

Су-30СМ пуск ракет
Су-30СМ пуск ракет

Но кроме этого на самолёт можно поставить и станцию для создания и установки помех для сигналов. Правда то, что получит Су-30СМ(Д) точно не известно. Но такая система вполне логичный шаг, что придаст самолёту дополнительные плюсы. Все эти системы придадут истребителю улучшенные характеристики и приблизят его по функционалу к Су-35С, что позволит быстрее российским пилотам переучиваться с одного истребителя на другой. К тому же станет возможен ремонт самолёта как в боевых авиачастях без «отрыва от производства», так и на предприятиях, где аппараты производятся, за счёт объединённой логистики.

Каким образом можно ещё улучшить истребитель? Необходимо разместить на нем новые боеприпасы. О чем может идти речь? Здесь сами собой напрашиваются авиационные бомбы с корректируемым назначением КАБ-250. Кроме этого возможно применение ракеты управляемого типа Х-38. Не стоит забывать и про Гром-1, а также про планирующий Гром-2. Конечно же можно говорить об интеграции систем воздух-воздух на Су-30СМ(Д), такие, как Р-77 и Р-74. К тому же, раз уж Р-37М пробуют для Су-35С, почему бы не «попробовать» установить эту ракету и на модернизированную «тридцатку».

Ракета Р-37М
Ракета Р-37М

Наверное не стоит и забывать про целую линейку гиперзвукового оружия. Разрабатываемые в России, в том числе и для авиации. С большой вероятностью, что-то перепадёт и нашему «герою». А если немного помечтать, то можно представить и беспилотные барражирующие аппараты «Молния» на борту Су-30СМ(Д). С помощью них, истребитель производить разведку, устанавливать различные помехи, а также атаковать наземные объекты противника без входа в зону видимости. Правда такая возможность представляется несколько отдалённой.

Что в итоге? Российские воздушно-космические силы должны заполучить двухместный «многофункционал» с обновлённой авионикой и вооружением. В таком варианте самолёт станет ещё более опасной «штучкой» для противника. И есть все надежды, что все что было здесь написано сбудется хотя бы на четверть, то обновлённому Су-30 будет очень мало равных в небе.

Этой информацией поделились авторы телеграм-канала «Мировая политика».

Последние статьи

США не боится российской эскадры ВМФ в Средиземноморье

«Старые, смешные и позорные», - так отзываются о русских боевых кораблях американские эксперты.

Похожие статьи