Су-37 — российский терминатор

Другие статьи

Future Aircrew Training program (FAcT) для ВВС Канады

Сообщается, что контракт обойдется минимум в $3,75 млрд и предоставит обучение пилотам ВВС и команде на 20 лет. Канада планирует передать контракт избранной компании в 2023 году.

Надежды на деэскалацию в Сирии

Творческое объединение дипломатических путей в Женеве и Астане могло бы обеспечить большую стабильность

Кортик морского офицера. Теперь «можно».

Теперь это оружие будет закреплено за моряками для личного использования после увольнение в запас на законодательном уровне.

Транспортник ВВС США С-17 станет ракетоносцем

Совместно с компанией Lockhead Martin разрабатывается специальная платформа-поддон, на которую смогут разместить до тридцати ракет AGM-158B JASSM-ER.

США нуждается в ядерном оружии дальнего радиуса

Соединенные Штаты считают, что ядерный арсенал прямых противников превосходит американский арсенал.

16 лет истребителю Eurofighter Typhoon

В «подарок» люфтваффе решило отказаться от закупок американских F-35 и направить средства на поддержку «отечественного производителя»

Солдат оснастят ногами-роботами. Система FORTIS.

Солдаты, оснащенные FORTIS, прибудут в необходимую точку бодрыми и готовыми к действиям. Конечно же, при условии, что руководство не увидит в этом возможность нагрузить солдат еще больше. FORTIS создан для военных целей и использует литиевые элементы питания, отвечающие армейских стандартов, для работы системы.

Как пишут обозреватели тематического портала «Русское оружие», о самолёте отзывались только в восторженных тонах — высокоманёвренный, быстрый, отлично вооружённый. Такие эпитеты давали западные журналисты после авиационных выставок в Ле-Бурже и Фарнборо. В конце концов, истребитель был прозван «Терминатор».

Прошло двадцать пять лет с момента первого полёта Терминатора. Второго апреля 1996го г. российский лётчик-испытатель Евгений Фролов поднялся в воздух на экспериментальном истребителе Су-37. Самолёт был оснащён самой современной электронной системой управления, имел самые мощные на тот момент двигатели, новую бортовую электронику. Он должен был стать доминирующей в воздушном пространстве машиной для ВВС РФ.

Евгений Фролов
Евгений Фролов

Аппарату четвёртого поколения, у которого имелось переднее горизонтальное оперение, предсказывали огромное будущее. Машина стала первым самолётом, где была установлена силовая установка с управляемым вектором тяги. Истребитель практически с первых полётов показал все, на что способен. Но тогда никто не предполагал, что летать Су-37 будет только семь лет.

Многие военные эксперты указывают на то, что его появление стало очередным стремлением «догнать и перегнать». В середине девяностых годов прошлого века на авиационной выставке в Ле-Бурже был продемонстрирован сверхманевренный самолёт Х-31А, являющийся совместным «детищем» американских и германских авиаконструкторов. Публика была поражена его способностями крутить всем известные фигуры высшего пилотажа, но на более высоких скоростях и в более резких движениях, чем обычно это происходило с другими самолётами. И под конец своего выступления, «тридцать первый» «добил» зрителей тем, что почти застыл на месте. Весь секрет такой манёвренности крылся в хвосте самолёта. В этой части были вмонтированы первые системы управления вектором тяги. Три панели поворачивались и создавали отклонение реактивной струи.

Х-31А
Х-31А

Но уже следующим летом на очередном европейском авиашоу, для всеобщего обозрения был представлен российский Т-10М-11, позже ставший Су-37. Однако демонстрация возможностей показала, что создать систему УВТ, которая стояла на «тридцать седьмом» за восемь месяцев практически невозможно. Такие разработки требует по меньшей мере нескольких лет, тем более что российская система имела более совершенную конструкцию. Над этой конструкцией китайские авиастроители до сих пор ломают голову.

Такой вектор производил отклонение во всех ракурсах. В результате чего складывалось впечатление, будто самолёт может танцевать на месте вокруг себя, за счёт мгновенного сброса скоростных характеристик и смены движения полёта. Такая возможность могла позволить Су-37 противостоять любому подготовленному для ближнего боя противнику. У того же F-22 например отклонение сопла происходит только по вертикали.

На «тридцать седьмом» были установлены двигатели АЛ-31ФП, созданные в НПО «Сатурн». За счёт них российские пилоты могли выполнять манёвры высшего пилотажа Кобра, Колокол и многие другие. А фигура «Чакра Фроловы» была выполнена самим Евгением Фроловым и именно на Су-37. Система УВТ была новшеством для истребителя, но такое новшество было не единственным.

Су-37
Су-37

В кокпите пилота разместилось 4-ре цветных жидкокристаллических дисплеев, а на переднем стекле появился широкоугольный индикаторный экран. До этого на истребителях дисплеи использовались монохромные. Сместили рукоять управления полётом. Теперь она размещалась не в центре, а правее, как у американских F-16 . На аппарате установили прибор лазерного дальномера и тепловизор. А так же обновлённую РЛС с фазированной решёткой, держащая до двадцати целей, засекая их на дальности до ста семидесяти км. Задняя РЛС выслеживала противника на дальности до семидесяти км.

На истребитель помимо стандартного набора, который использовался на Су-27, стали устанавливать управляемые ракеты класса воздух-поверхность, в том числе и противокорабельные.

И все же главным достоинством истребителя стала его сверхманёвренные способности. «Тридцать седьмой» показывал выход на атаку под сверхбольшими углами и на околонулевых скоростях. А полная автоматизация всех систем обеспечивала вывод самолёт из штопора.

Как уже отмечалось, первая демонстрация российского истребителя была намечена на авиационной выставке в Ле-Бурже в 1996ом г. Но демонстрация могла не произойти. По некоторым факторам, истребитель доставили на мероприятие только через неделю после открытия выставки. А когда самолёт стали готовить к полётам, выяснилось, что разрешительной документации для этого нет. Истребитель уже «собирался» домой, но последовала волна возмущений от посетителей авиа выставки. Выяснилось, что многие прибыли в Ле-Бурже только для того, чтобы посмотреть Су-37 в деле. Пилот Евгений Фролов, который должен был поднять машину в воздух, отчаянно добивался данного права. И только вмешательство посла РФ во Франции и заместителя председателя правительства России позволило Су-37 совершить полет во французском небе.

Как затем рассказывал герой России, заслуженный лётчик РФ Евгений Фролов, первые полёты прошли как «по маслу». А вот на заключительном передняя стойка шасси не захотела прятаться. Пришлось демонстрировать укороченную программу при открытом шасси. Пилот продемонстрировал «кобру» и приземлился. Обошлось без аварий. Позже выяснилось, что рукоять аварийного выпуска стояла в другом положении. На земле техники устранили оплошность и Су-37 опять взлетел, чтобы отработать полную программу. Публика рукоплескала российскому пилоту в момент его приземления.

Через два месяца Евгений Фролов сорвал аплодисменты уже в Фарнборо. Так пилот на истребителе Су-37 отправился покорять различные авиационные мероприятия. И на одном из них лётчик впервые совершил некий «кульбит», который затем назовут «Чакра Фролова».

Чакра Фролова
Чакра Фролова

Машина, совершая мёртвую петлю, развернулась на триста шестьдесят градусов в плоскости симметрии. Однако и многие другие фигуры высшего пилотажа в исполнении «тридцать седьмого» смотрелись как новые. Та же Кобра выполнялась с углом более ста пятидесяти градусов с «замиранием» на три-четыре секунды. После этого пилот готов был занять самое выгодное положение для воздушного боя.

Все эти технические характеристики являлись фантастическими по меркам конца прошлого века. Да и в современных реалиях, наблюдая как маневрирует двадцати тонная машина, не обращая внимания все физические законы, тяжело поверить в происходящее. Абсолютно все эксперты предсказывали блестящее будущее Су-37. И по всей видимости… сглазили.

Девятнадцатого декабря 2002го г. в восьмидесяти км от аэродрома Раменское аппарат разбился. Пилотировавший самолёт лётчик успел катапультироваться. После этого инцидента программу Су-37 закрыли совсем. В чем причина закрытия? Кто-то утверждает, что российская авиационная отрасль переживала трудные времена и на создание подобной машины просто не было денег. Кто-то говорит, что самолёт немного опередил своё время и его использовали в качестве летающей «лаборатории», где происходила обкатка новейших силовых установок с системой УВТ. А истребителем его представляли только ради престижа российского авиапрома.

Но как бы там не было, Су-37 дал огромный толчок к появлению таких современных истребительных машин, какими являются Су-35С и Су-30СМ.

Последние статьи

У России есть секретный танк?

Американские эксперты предположили, что на замену Т-14 в скором времени придут бронемашины под названием «Бурлак».

«Он не сторонник Трампа. Зачем о нем говорить» — демократы США

Такое мнение американских политиков складывается в отношении убийц полицейских.

Контрольные проверки армии это не подготовка к войне

Военный эксперт рассказывает, для чего вооружённые силы РФ проводят учебные манёвры.

Для чего военным БАМ?

Десять военных железнодорожных бригад будут строить вторую ветку железной дороги.

«Геноцидные игры» или как Пекин ответит на бойкот Олимпиады 2022

Утверждается, что не менее восьми стран могут проигнорировать зимние олимпийские игры в Китае

Что делать русским при нападении украинцев на Донбасс?

Бывший военный аналитик предложил свои десять первоочередных «шагов», которые необходимо проделать российским военным в случае эскалации.

Очередные санкции Киева против России

Меры, предпринимаемые украинским руководством, больше наносят вреда собственной экономике и политической репутаци

«Просим объяснить присутствие военных США в Сирии» — представители России

В ответ на заявление Госдепа, Москва и Дамаск потребовали объяснений от Вашингтона о наличие воинских подразделений американских ВС в САР.

Похожие статьи