«Субмарины» Российской империи 19-го века

Другие статьи

МиГи против боевой авиации США

МиГ-25 и МиГ-29 отметились в воздушных боях против самолетов ВВС Соединенных Штатов и НАТО во время операции «Буря в пустыне».

Экраноплан «Лунь» — Сделано в СССР

3 спаренные установки ПКР "Москит" от МКБ «Радуга» со сверхзвуковой скоростью (до 2,8 Маха) и дальностью до 120 км по низкой траектории и до 250 по высокой, делали скоростного монстра еще более устрашающим.

Ядерный взрыв в Китае ФЕЙК

Вся эта история оказалась одним большим ФЕЙКОМ! Сегодня 23 ноября и прошло больше суток с момента первого упоминания об инциденте, а интернет до сих пор так ничего не понял!

Турция призвала бывшие республики СССР создать Пантюркистский военный союз.

Как пишут турецкие журналисты, «успех в Карабахе против оккупанта в лице Армении вновь заставил говорить об объединении тюркских народов в боеспособную организацию.

Палубная авиация в России – прошлое и настоящее

Сорок восемь лет назад состоялась первая посадка советского штурмовика на палубу противолодочного крейсера ВМФ СССР

Подводная лодка класса Los Angeles USS Toledo SSN-769 всплывает в Арктике на учениях Seadragon 2020

Подводная лодка класса Los Angeles USS Toledo SSN-769 всплывает в Арктике, ломая лед, на морских учениях Seadragon 2020.

В России появился беспилотник-перехватчик

«Волк-18» завершает свои летные испытания.

Противотанковое вооружение. Артиллерия часть 5.

В 70-е годы появляются системы ПТУР второго поколения, где ракета уже имела головку самонаведения. Работа оператора существенно облегчилась, где его задаче стало устойчивое удержание цели в перекрестие прицела, но это в теории, практика же вносила свои коррективы, где опять же от оператора требовался высокий профессионализм.

На портале «Наука и техника» вышел материал под авторством Натальи Беспаловой, в котором рассказывается о том, как мог возникнуть, но так и не возник подводный флот в николаевской России.

Начинается материал с упоминания самого первого случая успешного применения аппарата подводного плавания против надводного броненосца. Собственно этот момент и принято считать точкой отсчета, с которой идет история военно-морского подводного флота. Случилось это в ходе Гражданской войны в США. Самое интересное в данном факте было то, что подводную лодку в собственных целях применили не «промышленники» Севера страны, а южные «аграрники».

Начало гражданской войны поставило конфедератов перед фактом того, что им нечего предоставить в качестве ответных мер против сильного флота северян. «Подумав» хорошенько над этим печальным фактом, южане объявили конкурс на разработку аппарата подводного плавания. А спустя два года в 1863 г. была создана целая серия небольших по размеру плавательных средств, на половину погружающихся в воду. Над водой только оставались две башенные надстройки. Такие аппараты, хоть и не умевшие полностью срываться под водой, оставались мало замеченными для противника. Это было достаточно, чтобы применить их против кораблей северян.

Как утверждает автор, в состав подобных подводных лодок входило девять человек. Восемь из этого экипажа приводили в движение коленчатый вал с гребным винтом, при этом удержание глубины погружения происходило за счет горизонтальных рулей. Аппараты были вооружены шестовыми минами с электрозапалом, приведение в действие, которого происходило внутри лодки.

Осенью 1863 года первая атака «подводной лодки» произошла на стоявший на якорном приколе броненосец «Хуазатоник», принадлежавший флоту северян. Подплывшая в тишине под покровом ночи лодка привела в действие электрозапал мины. Но как оказалось впоследствии, запал сработал слишком рано и взрыв не причинил вреда «Хуазотонику», зато утопил носителя этой самой мины.

Момент атаки на Хаузатоник
Момент атаки на Хаузатоник

А вот успешная операция уже случилась через четыре месяца. Как описывается в справочнике «Морская история Гражданской войны»: «Дежурный наблюдатель броненосца «Хуазатоник», имевший водоизмещение в 1,2 тыс тонн, стоявший в порту Чарльстона, в восемь часов вечера заметил некий подозрительный предмет, плывущий на поверхности воды в сторону корабля. Две минуты хватило предмету, чтобы подплыть к броненосцу. Капитан, помня о предыдущей атаки южан, приказал дать ход машине. Но команда не успела выполнить приказа. Как выяснилось спустя время, ста фунтов пороха было достаточно, чтобы уничтожить «Хуазатоник».

Правда вместе с тонущим броненосцем погибли и все члены подводного аппарата, который затянуло на дно водоворотом от тонущего корабля». Именно этот момент и открыл историю подводного военного флота мира. Но, как утверждает автор, идея использования подобных подводных лодок пришла американцам из России, и подсказал ее представитель российской империи генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер, который за тридцать лет до этого пытался создать такой же аппарат для морского флота России в Санкт-Петербурге.

Карл Андреевич Шильдер
Карл Андреевич Шильдер

Карл Андреевич являлся одним из ярких представителей времен правления императора Николая I. Момент вступления на престол Николая, Шильдер встретил, будучи, находясь в должности командира саперного (пионерного) батальона. Впоследствии Карл Андреевич на протяжении двадцати лет считался самым прогрессивным военным инженером в России. Шильдер погиб при осаде османской крепости Силистрии в 1854-ом г. в Крымской войне. Карлу Андреевичу было на тот момент шестьдесят девять лет. На гибель инженера, российский император сказал, что в России долго не будет такого человека, равному Шильдеру по храбрости и знаниям.

В 1831-ом г. Карла Андреевич находился во главе армейской инженерной службы. В тот момент он заинтересовался работами Павла Шиллинга, являющийся членом Петербургской академии. До этого Павел Львович числился на государственной службе в качестве дипломата. В войне 1812 года проходил службу в Сумском полку. Став членом-корреспондентом, Шиллинг участвовал в экспедициях в Сибирь. А уже осевший в Петербурге, Павел Львович вплотную занялся новой на тот момент наукой электротехникой.

Шиллингом в 1832-ом г. был создан первый электромагнитный телеграф. Затем он переключился на военные разработки. Электрозапалы для мин стали делом рук Павла Львовича. В совместной работе с другим ученым – Борисом Семеновичем Якоби, изобретатели сконструировали подводные мины гальванического типа, предназначенные для защиты портовых акваторий от противника.

Одна такая мина попала в «руки» Шильдера. После ознакомления с «изделием» ему пришла в голову идея о создании подводного аппарата, у которого на длинном шесте можно «подвесить» мину для атаки на корабль. Карл Андреевич очень сильно воодушевился идеей, что стал за собственные средства строить эрзац подводной лодки. Впрочем, он смог воодушевить этой идеей и «сильных мира сего», потому как на осуществлении идеи Шильдеру в скором времени было выделено из казны целых тринадцать тысяч рублей.

В 1834-ом г. был сделан проект подводной лодки. На его основании приступили к строительству, занявшее чуть больше двух месяцев. Корпус аппарата был цельнометаллическим, изготовленный на Александровском чугунолитейном заводе. Обшивали «неправильный эллипс» листовым железом толщиной 4,8 мм. Над основным «телом» выступали две башни, в которых были встроены иллюминаторы. Между башенными надстройками находился люк, а в башне на корме располагалось подобие перископа с двумя зеркальными линзами.

Макет подлодки Шильдера
Макет подлодки Шильдера

Экипаж состоял из восьми человек. Погружались за счет заполнения трюма водой, а всплывали с помощью откачки воды за счет ручных насосов. Аппарат двигался с помощью вращения винтовых лопастей, которые в свою очередь приводились в движение ручным вращением рукоятки, соединенная зубчатым сцеплением с винтом. На носу размещался бушприт, на котором крепили подводное минное устройство, соединенное с батареей гальванического типа внутри лодки. Идея использования устройства была такова: заостренный бушприт втыкался в корпус корабля и там оставался вместе с миной. Подводный аппарат удалялся на длину, позволявшее длине провода, и с помощью электрозапала происходил подрыв судна. Кроме мины, на аппарате имелись и шесть пороховых ракет. С каждой стороны борта по три длинные трубы, запуск которых производился также с помощью электрозапала.

Уже в процессе создания лодки к изобретателям присоединился еще один российский ученый – Александр Александрович Саблуков, который придумал устройство, всасывающее воздух внутрь аппарата. К патрубку вентилятора присоединялась трубка, выводившаяся наружу через специальную крышку башни на корме, а в носовой баше находился трубка для поступления свежего воздуха.

Марка в честь Шильдера
Марка в честь Шильдера

Первые испытания проходили в 1834 году, но они оказались неудачными. На доработку потребовалось семь лет. В сентябре 1940-го г. на реке Невка аппарат погрузился на глубину и пробыл под водой порядка трех часов. Члены экипажа после всплытия заявили, что ни какого «стеснения воздуха не почувствовали». Испытания перенесли в Кронштадт. Однако созданная комиссия отвергла устройство, заявив, что аппарат небезопасен для использования. Их не устроило то, что в перископ мало что можно было разглядеть, поэтому движение под водой представляло опасность для членов экипажей. К тому же скорость подводной лодки была маленькой, что не делало его высокоэффективным устройством. На основании решения комиссии, было принято закрыть разработку аппарата и признать его негодным для пользования.

Как попала разработка российского военного инженера в Америку, сейчас очень трудно сказать. Существуют только предположения. Но факт, что американская подводная лодка была конструкцией Шильдера, сомнений нет. Все характеристики, начиная от устройства, приводимого в движение лодку и заканчивая способом уничтожения кораблей, все было предусмотрено изобретателями Петербурга.

Трудно конечно говорить в сослагательном наклонении, но кто знает, как бы сейчас развивался подводный флот, да и весь морской флот России, обрати тогда более пристальное внимание на первую подводную лодку свое внимание император. Но что есть, то есть. И никуда от этого не денешься.

Последние статьи

Боевая авиация у ЧВК

Некоторые частные военные компании обладают «воздушным флотом», способным участвовать в некоторых боевых действиях против стран-агрессоров.

Суданский фронт. Начало

Впервые за двадцать лет в Порт-Судан прибыл американский экспедиционник с морскими пехотинцами на борту.

Искусственный интеллект Арматы впервые «вычислил и сопроводил» цель

Испытания по применению систем ведения огнем танка Т-14 прошли успешно.

Как шведы впаривают истребители финнам

Причиной для подобной сделки указывается «возможность совместного отражения российской агрессии».

«Прочность новых автоматов не соответствует старому калашу» — эксперты

Футуристичный дизайн, множество пластиковых элементов и алюминиевая основа не смогли превзойти по техническим характеристикам оружие на платформе АК и AR.

«Альтиус» — загадочный беспилотник казанских конструкторов

За время его создания сменилось название БПЛА, а вместе с ним и производитель, но не менее интересным является заявленное предназначение аппарата.

Как сорокапятилетний Т-72Б3 может соответствовать современным реалиям?

Американские эксперты провели «экспертизу» всех модернизаций данного танка.

Беспилотные ведомые появились и в ВВС США

Испытания аппаратов назначены на лето этого года.

Похожие статьи