Ту-160М против B-1 Lancer

Другие статьи

Россия и США не собираются отказываться от «ветеранов» и выделяют средства на их модернизацию.

3 ноября представители Объединенной авиастроительной корпорации сообщили, что российский бомбардировщик Ту-160М «Белый лебедь» совершил перелет с новыми двигателями, собранных на Казанском авиационном заводе. В общей сложности самолет находился в воздухе больше двух часов и поднялся на высоту 6 км. За это время было проверенно все оборудование так или иначе задействованных в работе с силовыми установками. Сами двигатели показали отличные параметры.

Полет модернизированного российского бомбардировщика стал вторым в этом году. В феврале Ту-160М находился в воздухе 34 минуты на высоте около 2-х км. Но тогда силовые установки были старого образца. Благодаря этим испытаниям «Белый лебедь» уже 2021 году может отправиться в серийное производство, а затем в ряды ВКС РФ.

Так уж сложилось, что говорить о Ту-160 приходится, постоянно «оглядываясь» на его американского «коллегу» B-1 Lancer.

B-1 Lancer
B-1 Lancer

Разработка В-1 началась в 1970 году. Планировалось создать бомбардировщик, способный на большой высоте за счет сверхзвуковой скорости прорваться сквозь противовоздушную оборону противника и, выполнив задание, вернуться. Для этого была применена система изменяемости направления крыла. При взлете и посадке самолет показывал отличную устойчивость в воздухе при расправленных крыльях, а во время полета высокая скорость обеспечивалась максимальной стреловидностью.

В этот же промежуток времени ВВС СССР выставили конструкторам Туполева техническое задание спроектировать сверхзвуковой бомбардировщик, способный осуществить запуск ракет, не входя в зону поражения ПВО. Это и стало главным отличием между двумя похожими самолетами.

Ту-160М
Ту-160М

Однако в 1976 году эксперты США выдают подробный отчет о том, что В-1 не сможет преодолеть советские ПВО. Поэтому проект В-1 Lancer был заморожен на несколько лет. Но уже в 1982 году компания Rockwell получило задание на запуск обновленной версии В-1, способный прорываться на малой высоте на максимально возможной скорости, легко лавируя в складках рельефа. Новый вариант бомбардировщика получил литеру В.

За полтора года самолет оснастили новым на тот момент комплексом РЭБ, изменили средства управления машиной, еще больше обезопасили от наземных обстрелов. И уже в 1983 году представили его военным чинам. А в 1984 году началась его серийная сборка.

К 90-м годам прошлого века США насчитывали примерно 100 самолетов В-1В, в то время как Ту-160 стали «распиливать», уменьшая его общее количество. Связанно это было с массовым разоружением, которое затеяли политики сразу после распада СССР. История уничтожения и спасения «птиц» станет самым трагичным моментом в истории российской авиации. Как рассказывает советник президента РФ по вопросам дальней авиации Анатолий Жихарев, первые самолеты стали поступать в 1987 году в авиаполк, находящийся в украинском городе Прилуки. 19 машин было принято на аэродром Украинской ССР, одна из которых спустя некоторое время перебралась в город Энгельс.

Но произошел развал СССР, и Ту-160 остались в незалежной. Так получилось, что Украина имела больше стратегических бомбардировщиков, чем Россия. Однако в дальнейшем выяснилось, что содержать эти «птицы» очень дорогое удовольствие. Самолеты перестали подниматься в небо и стали ржаветь в прямом и переносном смысле. Через некоторое время Госдеп США выдвинул украинцам условие, избавится от ядерных ракет, которые размещались на борту Ту-160, а заодно и от самих самолетов. А чтобы Украина выполнила это условие, им стали платить по миллиону долларов за каждого «лебедя».

Разделка Ту-160
Разделка Ту-160

Прежде чем Россия вмешалась в «разделку», девять бомбардировщиков отправились на свалку. Тогда Министерство Обороны РФ предложила за оставшиеся девять самолетов простить Украине долг по газу на сумму 285 млн. долларов, на что украинцы и согласились. «То, в каком состоянии находились Ту-160, вызывало слезы на глазах у бывалых летчиков-испытателей, прибывших для перегонки бомбардировщиков», – рассказывает Анатолий Жихарев. Как бы там ни было, восемь из девяти «лебедей» в скором времени оказались в Энгельсе. Девятая машина в воздух не смогла подняться и осталась в музее авиации в Полтаве. «Пусть вспоминают о былом могуществе», – рассказывает советник президента. За проведенную операцию, всех летчиков позже наградили орденами.

Отмытые от опознавательных знаков ВВС Украины, Ту-160 вместе с более удачливым соратником, избежавший «украинского плена», прошли модернизацию и приняли активное участие в войне в Сирии.

Наблюдая за действиями российских военных, американцы тоже принялись модернизировать свои Lancer. Бомбардировщик переоборудовали под возможность переноски крылатых ракет дальнего действия. Теперь задачи для прорыва сквозь ПВО у В-1В не стоит. Его двигатели стали модернизировать под максимально возможную дальность полета. Американцам это удалось. Возможности Ту-160М в этом плане стали несколько меньше. Именно поэтому в Казани собрали новый двигатель для российского «ветерана» НК-32-02.

Двигатель НК-32-02
Двигатель НК-32-02

Как сообщают эксперты, новый двигатель на десять процентов станет экономичней старого образца. А это, при приблизительном подсчете, даст дополнительные тысячу километров к уже имеющимся. Планируется, что будет собрано двести таких силовых установок, которые встанут не только на Ту-160М. Подобными двигателями будет оснащаться перспективный авиационный комплекс дальней авиации «Посланник» и тяжелый транспортник, проектируемый взамен Ан-124 «Руслан».

В этом свете, перспективы российского бомбардировщика выглядят куда более радужными, чем его американского «коллеги». Со временем, «Белый лебедь» может стать совсем другой машиной, чем есть сейчас, сохраняя свой первоначальный облик. Хотя, кто его знает, какие планы у пентагона на B-1B Lancer.

Дзен

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи