Ту-95МСМ – новые перспективы лучшего советского стратегического ракетоносца

Другие статьи

Ту-95МСМ «Саратов»
Ту-95МСМ «Саратов»

22 августа проведены лётные испытания бомбардировщика (стратегического) Ту-95МС, после глубокой модернизации которого к маркировке модели добавилась ещё одна буква «М». По логике она означает «модернизированный». Поразительно, но мы обсуждаем самолёт, задание на разработку которого конструктор Туполев А.Н. лично получил от верховного главнокомандующего – И.В. Сталина. Более 60-ти лет 95-е охраняют воздушное пространство сначала СССР, а теперь России. «Медведь», как его прозвали американцы, стал одним из лучших межконтинентальных бомбардировщиков не только в России, но и в мире. Судя по планам модернизации и продления «жизни» исполинов, их очень рано списывать в утиль. Научно-технический прогресс не стоит на месте, но есть образцы техники, которые сделаны, как говорится, на века. По утверждениям специалистов КБТу-95 МСМ исчерпают свой технический ресурс не ранее 2040 года.

Ту-95МСМ
Ту-95МСМ

Из истории создания

Необходимость создания межконтинентальной авиации и строительства новых стратегических авианосцев возникла незадолго после окончания II мировой войны. Применение США против Японии ядерного оружия заставило руководство СССР серьёзно задуматься над созданием реального противовеса. Стране нужны были бомбардировщики, способные нести десятки тонн бомб на расстояние в тысячи километров. Проект «95» был согласован и утвержден в 1951 году, а в ноябре 1952 года первый экземпляр выкатили на «взлётку» для испытаний. В войска Ту-95 стал поступать в 1956 году, производился на заводах Таганрога и Куйбышева до 1992 года. Машины, которые подлежат глубокой модернизации, это как раз экземпляры последней партии Ту-95МС-16, которых на вооружении армии состоит около 60 машин.

Одна из машин – Ту-95В была специально построена для испытания самой мощной в Мире бомбы (термоядерной) весом более 26 т. После экспериментального взрыва самолёт по назначению не применялся.

Ту-95 является рекордсменом и на его счету такие достижения (кроме долголетия службы):

– первый в мире по скорости – 945 км/ч (среди винтовых самолётов);

– дальность беспосадочного перелёта – более 30 тыс. км. за 43 часа с 4-мя дозаправками в воздухе.

Ту-95МСМ с ракетами Х-101 на взлётной полосе
Ту-95МСМ с ракетами Х-101 на взлётной полосе

Модернизация и перспективы

Программа модернизации парка бомбардировщиков ТУ-95МС стартовала в 2014 году и предусматривает внесение ряда изменений в конструкцию самолётов. При этом часть оборудования обслуживается и ремонтируется, часть меняется полностью на новое.

Самое важное изменение – это замена двигателей на новые МК-12МПМ (вместо МК-12) с установкой новых винтов АВ-60Т (для замены более лёгких АВ-60). Двигатели стали более экономичными, надёжными, лишились проблем с системами смазки, а вентиляторы старой разработки, которые были заменены на облечённый вариант после запрета использования подвесного вооружения по соглашению с США. Связка более мощного и экономичного двигателя с более производительным винтом предоставляет бомбардировщику новые возможности. Лететь он может дальше, а вооружения нести больше.

Вооружение Ту-95МСМ также заменено. После переоборудования бомболюка и механизма, а также установки 8-ми держателей под крылом, «Медведь» будет вооружаться крылатыми ракетами нового поколения X-101 или X-102, весом около 2,4 т. каждая. Новые ракеты имеют дальность полёта до 5,5 тыс. км. со скоростью около 200 м/с. Наличие нового вооружения, естественно, повлекло за собой установку нового комплекса прицеливания и навигации. К слову, РЛС, управление вооружением и остальное радиоэлектронное оборудование на самолётах меняется полностью на современное.

Ту-95МСМ, испытанный 22 августа, провёл в воздухе 2,5 часа, поднимаясь на высоту 9 тыс. метров, приземлился без замечаний.

Дозаправка в воздухе
Дозаправка в воздухе

Ссылка на наш Дзен канал.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи