Турция могла остаться без собственных ВВС

Другие статьи

Летчики-истребители «продукт» не из дешевых. По оценкам военных аналитиков США, обучение нового пилота управлению таким самолетом, как F-35, стоит примерно одиннадцать миллионов долларов. И это не считая бесценного опыта пилота-ветерана, летавшего и участвующего в воздушных боях годами. Вот почему американцы готовы предложить премию в полмиллиона, для удержания самых опытных боевых летчиков на службе.

Таким образом, нация, бросающая пилотов-истребителей в застенки, не только «разбазаривает» финансы, но и уничтожает бесценный капитал. Однако, во имя политики власти Турции настолько сильно опустошили собственные ВВС, что привело к тому, что турецкими F-16 какое-то время некому было управлять.

Форс-мажор возник летом 2016го г., когда солдаты и офицеры Турции якобы совершили переворот с целью свержения главы турецкого правительства Реджепа Тайип Эрдогана, обвиняемый в политике исламистской направленности. Слово «якобы» используется не зря. Несмотря на то, что все летчики были профессионалами в свержении гражданского правительства, как-никак четыре переворота в период с 1960 по 1997 года, усилия 2016-го года были «плачевны».

Военнослужащие попытались изолировать Стамбул, воздвигнув блокпосты на мосту через Босфор, но заблокировали дороги только в одном направлении. К тому же два самолета F-16 ВВС Турции, контролировавшие воздушное пространство над Анкарой, сопроводили самолет президента, возвращающегося из отпуска, прямо до аэродрома. А вместо этого пилоты должны были сбить президентский самолет.

Турецкий пилот
Турецкий пилот

После этого американцы спрашивали друг у друга, как турецкая армия, являющаяся южным оплотом НАТО, еще не умудрилась быть захваченной Советами во время холодной войны?

Все это заставило скептиков задуматься, а был ли переворот на самом деле, а не операцией под ложным флагом турецкого правительства, направленной на предоставление предлога для подавления светских турецких генералов и тайных последователей изгнанного священнослужителя Фетхуллаха Гюлена. Но переворот провалился менее чем за час. В любом случае правительство Эрдогана начало мстить.

Были арестованы многие старшие и полевые офицеры. Было уволено более трехсот пилотов F-16. Это обозначило турецкую армию, как политическую угрозу и укрепило все более авторитарное правление Эрдогана и его неоосманской Партии справедливости и развития, заключив при этом в тюрьму и многих журналистов. Но в скором времени возник вопрос: кто будет летать на истребителях?

В то время рядом с Турцией – в Сирии бушевала война. Турецкая армия находилась на северной сирийской земле и продолжала активно работать. Такая зачистка казалась не самым благоприятным моментом для президента Эрдогана. Тогда он попытался восполнить дефицит кадров за рубежом. Но Белый дом не принял просьбу прислать собственных летных инструкторов. Даже несмотря на то, что авиаторы из Турции проходили в США свою стажировку.

Анкара тогда направила просьбу о помощи Пакистану. Летчики этой страны тоже летали на F-16. Но опять против этого встала администрация Белого Дома, заявив, что подобная мера нарушит закон об экспорте американского вооружения. И шагом отчаяния Эрдогана стал указ, гласящий, что триста тридцать пилотов из числа гражданской авиации могут лишиться лицензии, дающая право на управление пассажирскими лайнерами, если те не вернутся на четыре года в боевую авиацию. Список пилотов был предоставлен. Об этом было доложено в докладе командованию Североатлантического альянса. «Неясно, как решение о возвращении в строй гражданских авиаторов повлияет на боевой дух подразделения», – говорилось в отчете.

ВВС Турции
ВВС Турции

Но тут туркам приходит помощь, откуда никто не ожидал – из России. Она показалась тем более странной, что перед этими событиями турецкий летчик-истребитель сбил российский боевой самолет в небе над Сирией. Тем не менее, Эрдоган сумел совершить с Москвой сделку на покупку систем С-400, которые закрыли небо над страной. Также вместе с российскими комплексами Турция подписала соглашение с франко-итальянским производителем ракет Euro c am о разработке зенитных систем большей дальности.

Заинтересованность турков ракетами класса земля-воздух объясняется тем, что после 15-го июля, после неудавшегося переворота турецкими военнослужащими, количество пилотов сократилось в разы. Это вызвало необходимость в развитии собственной противовоздушной обороны. Ранее на системы ПВО не особо обращали внимание, потому как надеялись на боевых пилотов и истребители F-16. Вот когда их число значительно уменьшилось, потребовалось срочно закрыть воздушное пространство. «Это причина покупки С-400», – пишет турецкий аналитик Верда Озер.

«Но даже С-400 не решит полностью проблемы противовоздушной обороны страны. Поскольку система не может быть интегрирована в инфраструктуру НАТО, ее нельзя использовать для защиты от ПРО. А значит, нужна еще система для перехвата баллистических ракет. Ей и стала система Eurocam», – отмечает Озер.

Автор предоставлено материала, американский журналист Майкл Пек, спрашивает: «Может, не стоило так опрометчиво избавляться от трехсот боевых пилотов? Проблем стало только больше после их ареста…»

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи