Утенок, Грач, Белый лебедь и другие «пернатые» российских ВВС

Другие статьи

Традиция с придумыванием настоящих имен для авиационных аппаратов пошла с тех времен, как собственно эти аппараты и появились. В СССР такая традиция закрепилась в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда появились «Александр Невский» и «Александр Суворов». Но и в настоящее время летают самолеты с не менее героическими именами. Очень много машин, которые несут на себе названия городов-героев или городов-труженников. Но самые «меткие» названия придумывает народ, его военные представители. Такие названия порой отмечают характер или конструктивные особенности того или иного самолета. О самых интересных и известных всем «наименованиям» рассказали журналисты портала Ростех.

Начинают они с легендарного штурмовика Ил-2, ставший одним из самых массовых в производстве военным самолетом за все время боевой авиации. Первые аппараты были выпущены в 1941ом г. и выпускались до самой победы в Великой Отечественной. Порядка тридцати шести тысяч машин было произведено за этот период. Они быстро стали основой военно-воздушных сил Красной армии в годы ВОВ и превратились в настоящую угрозу для армии нацистской Германии.

Ил-2
Ил-2

Штурмовой самолет имел характер настоящего бойца. Не менее бойцовскими были и характеристики Ил-2: силовая установка самолета была на то время одной из самой мощной в мире; на вооружении стояло несколько авиапушек с повышенной скорострельностью; использовались снаряды с реактивными характеристиками; но самое главное в самолете было бронезащитное стекло и броня для защиты двигателя.

Ил-2 очень высоко ценился среди боевых авиаторов за его высоконадежные характеристики. Фиксировались случаи, когда машина прилетала на аэродром с пятьюстами пробоинами в корпусе и крыльях. Именно про него говорили, что довезет до аэродрома «на честном слове и на одном крыле».

Сам разработчик аппарата Сергей Ильюшин называл собственное детище не иначе как «летающий танк», и авиаторы подержали авиаконструктора, применяя данное словосочетания постоянно по отношению к Ил-2. Зато в разнообразие «кличек» для самолета практиковались нацистские летчики: Betonflugzeug (бетонный самолет) – за живучесть; Schwarzer Tod (черная смерть) – за боевые атаки на немецкие подразделения; Fleischwolf (Мясорубка) – за огромные потери среди нацистов во время атак самолета.

Еще одним прозвищем наделили самолет советские летчики. Ил-2 они называли «Горбатый». И хотя конструкция фюзеляжа и соответствовала «прозвищу», назывался самолет так не за это. Горбатый – потому как вынес все невзгоды долгой и страшной войны на своем «горбу». «Вынес и принес Победу всему советскому народу», – говорили боевые авиаторы СССР.

Не менее легендарным, но уже более современным и продолжающим летать в российских ВКС стал Су-25. Впервые этот штурмовик поднялся в воздух в 1975ом г. И с первым же появлением обзавелся «народным» именем – Грач. Его конструкция широкого крыла и утолщенных мотогандол действительно напоминали этого трудолюбивого представителя пернатых.

Су-25
Су-25

Но есть еще одна версия появления подобного «имени». В далеком 1984ом г. главнокомандующим двухсотой штурмовой эскадрильи ВВС СССР стал майор Григорий Алексеевич Чехов, и как свидетельствуют очевидцы, головные уборы майора с обратной стороны были подписаны как Гр.А.Ч. С того момента про личный состав штурмовой эскадрильи стали говорить: «Грачи прилетели». Затем эта аббревиатура перекинулась и на сами штурмовики. Так и понеслось. Впрочем, это только одна из рабочих версий «действующего ветерана».

Свое название штурмовика придумали и пехотинцы. Когда они снизу смотрели за пролетающим над ними Су-25 при полной «экипировке», его крылья с десятком подвешенных боеприпасов напоминали пехоте гребешки. Так и пошло, мол, «Гребешок полетел.

Как бы ни называли штурмовик военные, самолет заслужил почетное название «долгожителя» ВВС России. Его «крещение» пришлось на афганскую войну, затем он участвовал во многих военных конфликтах на постсоветском пространстве. За время эксплуатации «Грачи» не раз подвергались модернизации. Последнее такое обновление было представлено в 2015ом г. в модификации Су-25СМ3. Именно эта модификация использовалась в сирийской войне в авиаподразделениях ВКС РФ.

В семидесятые годы прошлого века в СССР появился сверхзвуковой бомбардировщик дальнего радиуса действия Ту-160. Этот аппарат уже долгое время не имеет равных себе конкурентов. Самолет стал самым крупным за всю историю бомбардировщиком, при этом самым скоростным и обладающим уникальной грузоподъемностью.

Основной уникальностью самолета стало крыло с изменяемым углом. Такая особенность придает Ту-160 некоторые преимущества при взлетных действиях и при посадке. Широко расставленные крылья держат в более устойчивом положении аппарат. А когда он находится в воздухе, «прижатые» крылья позволяют самолету выйти на сверхзвуковую скорость. Такая схема сохранилась и в действующем модернизированном аппарате Ту-160М.

Ту-160М
Ту-160М

На сегодняшний день, бомбардировщик превратился в ракетоносец, и является основной машиной дальней авиации ВКС РФ. Самолетов не так много как этого хотелось бы, поэтому каждая машина имеет собственное имя – Валерий Чкалов, Илья Муромец, Николай Кузнецов и некоторые другие. Но все они имеют одно «народное» имя, несущее в себе поэтичное отражение красоты самолета – Белый лебедь. Как утверждают авиаторы, с земли эта машина очень похожа на красивую птицу.

Но есть и менее поэтическое объяснение данного названия. Самолет имеет белое отражающее покрытие, чтобы во время срабатывания, например ядерной бомбы, выпущенной с Ту-160, взрывная энергия от сработавшего боеприпаса смогла «отразится» от бомбардировщика и не причинить вреда, как экипажу, так и всей конструкции. Впрочем, «Белый лебедь» звучит красиво по отношению к данному виду военной авиации и без всяких объяснений.

Ну и самый красивый, на мой взгляд, Су-34 со своим «прозвищем» – Утенок. Фронтовой бомбардировщик выпускается с 2005го г., но приняли его на вооружение лишь в 2014ом г. Его главная особенность состоит в том, что в кабине два пилота сидят ни друг за другом, а рядом «бок обок». Кабина имеет большие размеры и позволяет пилотам стоять в ней в полный рост, не нагибаясь. Из-за этого носовая часть бомбардировщика несколько «расплющилась» и стала похожа на клюв утенка.

Су-34
Су-34

Но Утенок получился достаточно боевой и грозной птицей. На его борту имеется почти все средства для авиатаки. А летает он в любые погодные условия. Обнаружение целей противника происходит за счет мощной и эффективной системы РЛС. Утенок во время выполнения своих боевых задач не нуждается в прикрытии со стороны представителей истребительной авиации. Су-34 прекрасно совмещает с задачами бомбардировщика и задачи истребителей. И сей факт уже был доказан во время реальных боевых действий в Сирии.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи