В России спецназ есть. У него нет «крыльев»

Другие статьи

Ветеран российского спецназа Сергей Козлов рассказывает, как обстоят дела с возможностями воздушной доставки представителей подразделений специального назначения в районы проведения специальных операций (СО).

Эксперт отмечает, что на вопрос простому обывателю, как силы СО попадают в глубокий тыл противника, в котором они проводят большое время, отведенное на боевые действия, то такой гражданский ответит, что, мол, «ясень пень по небу, откуда их выбрасывают на парашютах». Однако он может не догадываться, что самолетов, предназначенных для перемещения спецназа по воздуху в самих ССО просто нет. Поэтому, единственный способ попасть в зону боевых действий – по земле. Если повезет, то наземным транспортом. Но в основном на своих двоих, пешком.

Спецназ ССО в Сирии
Спецназ ССО в Сирии

Получается похожая картина, которая сложилась в конце сороковых годов прошлого века, когда в СССР изобрели атомную бомбу – высокоэффективное оружие есть, а средство его доставки нет. Именно, то же самое происходит и со спецназом, являющийся тем самым высокоэффективным оружием.

В руководящих документах «прилагаемых» к ВС РФ, говорится, что в случае полномасштабных боевых действий все специальные задачи ложатся на бригады спецназначения, переданные в ведомства военных округов (ВО) в штатную численность Сухопутных войск. А вот доставка в тыл противника спецназовцев осуществляется с помощью военной транспортной авиацией (ВТА) при ВКС РФ. Но по предварительной заявке разведуправления штаба округа ВО.

Однако в современных реалиях командование ВТА даже при большом желании не сможет обеспечить десантирование спецназа чисто физически. Даже во времена СССР военных транспортников хватало только на то, чтобы «выбросить» один полк десантников. Российская транспортная авиация на данный момент соответствуют данному «стандарту». На последних крупных учениях в 2019ом г. одновременное парашютирование произвели порядка 2,8 тыс десантников и двести единиц техники. Это как раз один ДШП.

Отработка прыжков
Отработка прыжков

На сегодняшний день в частях ВТА имеется легкие Ан-26 и Ан-72; средние Ан-12; тяжелые Ил-76 и Ан-22; и сверхтяжелые Ан-124. Большая часть из этих транспортников произведены в Советском Союзе. А значит, ресурс у многих самолетов находится на пределе или уже исчерпан.

Ил-76
Ил-76

Точное количество подобного транспорта является военной тайной. Но если верить эксперту, таких транспортников недостаточно даже для выполнения более традиционных задач, коими являются, например, доставка боеприпасов, или десантирование подразделений ВДВ в больших количествах, или эвакуация раненных. Хуже всего обстоят дела с легкими самолетами, как наиболее часто использующихся. В связи с этим не так давно возникла угроза значительного сокращения парка ВТА, но открытие производства Ил-76МД-90А в Ульяновске несколько приостановило отрицательный процесс. Однако не устранило его совсем. Темпы строительства самолетов данной модификации недостаточны. Просто все остальные проблемы ни как не решаются.

Большие надежды возлагались на военные транспортные вертолеты. Но радиус того же Ми-8 составляет всего двести пятьдесят км. Притом, что прикрывающий его вертолет Ми-24 может лететь в одну сторону только двести км. Проникнуть в глубокий тыл противника у группы спецназовцев просто не получится. По этой причине бойцы советского спецназа в Афганистане отдалялись максимум на сто пятьдесят км.

К тому же армейская авиация имеет свои первостепенные задачи, в которые силы СО ни как не входят. Попытки подчинить боевых армейских авиаторов командованию СпН предпринимались в 1985ом г., в том же Афганистане. И эта попытка была довольно-таки успешной. Но после вывода войск из Афгана, данная попытка была забыта, о чем многие пожалели во время первой чеченской кампании. Во второй попытались воссоздать «совместную деятельность», но все сводилось к устным договоренностям за «рюмкой чая».

На сегодняшний день подобие такого обеспечения групп ССО имеет свой регламент. Правда, он отмечен грифом секретности. Но используется регламент только в экстренных случаях. Собственной структуры авиационного обеспечения у бригад СпН как не было, так похоже, и не будет.

Стоит обратить внимание на подобные бригады за рубежом. Спецназ Соединенных штатов, Великобритании, Канады, Италии, Испании и многих других обеспечен собственными специальными самолетами и вертолетами. В США даже существует спецкомандование ССО, отвечающее за обеспечение авиационным транспортом во время проведения масштабных операций. Сто тридцать шесть самолетов входит в подчинение USASOAC, как ударного, так транспортного назначения. А уровень американских авиаторов специального назначения показывает пример того, как они обеспечивают высадку спецназовцев с вертолета на крышу. Это очень сложное действие, которое не всем профессионалам по плечу.

ВТА США
ВТА США

Какое же решение может помочь российским ССО в приобретении собственного воздушного транспорта? Волевым усилием необходимо переориентировать часть ВТА под авиацию СпН. А для этого необходимо провести целый комплекс мероприятий, направленных на создание таких авиаподразделений, чтобы закрепить их на «юридической» основе. Иначе бойцы ССО так и будут ходить пешком на «работу».

Но даже это не решит проблемы. Все решится, когда военно-промышленный комплекс РФ начнет производить аппараты ВТА в достаточном количестве для обеспечения всех «страждущих». Но в современных реалиях, подобное случится не скоро.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи