Виртуальная реальность для Су-57

Другие статьи

Эксперты американского портала The Drive внимательно рассмотрели видео ролики, на которых показывается, как работники авиа сборочного предприятия в Комсомольске-на-Амуре при сборке истребителя пятого поколения Су-57 используют технологии «дополненной реальности» (augmented reality – AR). «Хотя и не понятно, применяется ли AR на постоянной основе или эти ролики всего лишь испытательный момент применения новых технологий, видно, что общая работа над истребителем перешла на более высокий уровень. Сложность всего процесса видна и без «виртуальной реальности», — пишут эксперты.

Сборка Су-57
Сборка Су-57

Как отмечают авторы, видео снято весной 2020 года. Однако на YouTube попало только на прошлой неделе. На нем отчетливо можно разглядеть, как выглядит линия сборки российского истребителя на авиационном заводе имени Гагарина, входящий в Авиационную холдинговую компанию «Сухой». Работники применяют технологии AR, которая обеспечивает интерактивный опыт реальной среды с наложенной компьютерной информацией, предоставленной пользователю при сочетании виртуальных и реальных объектов.

В этом сочетании AR работает, по мнению американцев, с QR-кодом, прикрепленного к основным узлам истребителя. Сборщики сканируют этот код, и на его основе появляется виртуальная информация. Она генерируется из цифровых кодов в форму трехмерного изображения. Эти изображения и выдают различные узлы и компоненты, которые должны будут использоваться под каждым QR-кодом. Такое использование цифровых технологий не является чем-то новым. Они были впервые использованы для облегчения производства в автомобильной промышленности Японии еще в начале этого века.

На видео ролике можно разглядеть как «виртуальная реальность» накладывается на реальную секцию центрального фюзеляжа. Использовав QR-код, подключаются виртуальное оборудование, а также различные клепки и заклепки, указывающие, где необходимо установить каждый элемент. Виртуальное меню, появляющееся в виртуальном пространстве, позволяет сборщикам выбирать тот или иной процесс сборки, чтобы направлять ее соответственно требованиям технических задач. Кроме того, AR может посоветовать моменты, связанные с безопасностью и другую важную информацию.

Сборщик в комплекте AR
Сборщик в комплекте AR

Как отмечают американские эксперты, похожий подход, хоть он и не имеет ничего общего с «дополнительной реальностью», используется при сборке F-35. В этом случае применяются проекторы, которые показывают на каждом этапе сборки то, что необходимо установить на конструкцию. Оба этих метода гарантируют, что самолеты-невидимки будут выполнены с соблюдением всех стандартов.

Этот момент очень важен для машин пятого поколения. Для более старшего поколения небольшие отклонения от стандартов не так уж и важны. Но для стелс-истребителей каждая неправильная нарезка винта, или смещение от центра технологического отверстия грозит тем, что будет снижена малозаметность истребителя.

Технологии дополненой реальности
Технологии дополненой реальности

На другом ролике можно рассмотреть, как сборщик использует очки «дополненной реальности». Данная гарнитура обеспечивает безбумажное производство на всей линии сборки истребителя. Предполагается, что визуальное оформление может совмещаться и со слуховым вводом информации. А при необходимости даже замещать AR.

Источник, снявший видео материал, сообщил, что в ролике демонстрируется часть отладки сборочной линии для Су-57. Это лишний раз подтверждает о намерении производителя оптимизировать цех сборки самолета. Однако пока непонятно, показанная работа с AR является уже обычной практикой для работников или это все же момент испытания высокотехнологичного оборудования.

Как бы там не было, внедрение виртуальной дополненной реальности приведет к тому, что качество сборки самолета повысится в несколько раз. Она также поможет определить любые потенциальные дефекты в конструкции. И станет отличной базой для практики молодых специалистов.

Тем временем на портале Defense World появилась информация о том, что военно-воздушные силы Украины приняли на службу обновленный истребитель МиГ-29, переделанный на авиазаводе города Львов.

МиГ-29 ВВС Украины
МиГ-29 ВВС Украины

Передача МиГ-29МУ1 прошла восьмого декабря летчикам сороковой бригады тактической авиации центрального командования ВВС. По сообщению авторов материала, Минобороны Украины планировало установить на истребитель различное оборудование фирмы Elbit Systems из Израиля. Утверждается, что модернизация систем авионики, спутниковой навигации и двигателей от Elbit стали бы хорошим дополнением к украинскому истребителю.

Однако пришлось довольствоваться обновлением существующей навигационной системы, радара Н019-19, комплекса радиоэлектронной защиты. А также улучшить двигатель истребителя, который на данный момент стал способен разгоняться до скорости 2,5 тысячи км/час. Обновленный МиГ получил более разнообразный перечень вооружения, чем применялся ранее. Ракеты класса воздух-воздух дадут самолету преимущество в воздушном бое на малой и средней дистанции. МиГ-29МУ1 оснастили более усовершенствованным комплексом радиоэлектронной борьбы, способный защитить от ракет ЗРК и самолетов противника.

Дзен

Предыдущая статьяНовая война в Ираке?
Следующая статьяНужен ли России авианосец?

Последние статьи

«Российский агрессор» в небе над Британией

Американский лётчик во время военных учений в Англии, красовался с «российским» шевроном.

Похожие статьи