Взял F-35 — получил дополнительный сервис

Другие статьи

«Пентагон зарабатывает основные деньги на послепродажном обслуживании истребителя», — заявляют румынские журналисты.

4 ноября интернет издание Romania Military поместила статью, в которой показывается, как Пентагон ведет сделки по продажам новейшего американского истребителя F-35А Lightning II на примере европейских покупателей.

Румыны утверждают, что при запросе о наличии того или иного истребителя, американцы дают ответ, что для замены устаревшего парка идеально подходит только F-35. Вариантов продаж может быть предложено множество – от прямых сделок купли-продажи, до системы подобной трейд-ин.

Вполне вероятно, говорят журналисты, что Lightning в большинстве случаев лучше тех самолетов, что на данный момент стоят на вооружении многих армий Европы. Но все же у американцев есть самолеты, которые многие предпочитают видеть у себя на аэродромах. Один из таких модернизированный Super Hornet. Швейцария в сентябре провела целый референдум, в котором вся страна решала каким истребителем обновить собственные военно-воздушные силы. Претендентов было два: F-35 и F/A-18E/F Block III. Большинство швейцарцев проголосовало за второй вариант, на покупку которых было выделено 6,5 млрд долларов. Был сделан запрос-разрешение для сделки на 40 машин.

Но Пентагон прислал расчетную сумму, по которой выходило, что за время голосования «Хорнеты» подорожали на общую сумму 1,5 млрд долларов. Зато тридцать пятые стало возможно купить за сумму и в том же количестве, на какое рассчитывали европейцы. Швейцария отложила вопрос о покупке. Однако по последней информации стало известно, что США согласились продать швейцарцам «Хорнеты» при условии, что европейцы купят и F-35. По всей видимости, жители этой далеко не бедной страны пока оправляются от шока, который испытали при оглашении американцами своих условий, потому что пока реакции со стороны швейцарских военных не последовало.

Подобным образом США поступила и с Финляндией. Только теперь разница между «Хорнетами» и «Лайтингами» составила 2,2 млрд долларов. И в этом случае возник вопрос: «А собственно, за что такая переплата?»

Пентагон не скрывает, что F/A-18 хороший самолет. Они в пояснительной записке для Швейцарии так и говорят: «Эти машины, несомненно, сделает обороноспособность страны более высокой. Наблюдение за воздушным пространством будет находиться под надежным контролем».

F/A-18 ВВС Швейцарии
F/A-18 ВВС Швейцарии

Но «рекламная компания», которая начинается при презентации F-35 «позволяет Швейцарии с высокой эффективностью уничтожать агрессора в любой точке региона, одновременно обеспечивая безопасность граждан своей страны».

Но тут же Пентагон сообщает конгрессу, что для обеспечения «живучести» F-35 требуется больше работ по обслуживанию и больше сервисного персонала, чем для «Хорнетс». Во втором случае достаточно всего шести человек для устранения возможных неполадок и то раз в год. В случае с «Лайтингом» персонал должен состоять из 23 техников, постоянно находящихся на авиабазе, где размещены самолеты. А это значит, что американские компании обеспечат себя работой и дополнительным доходом за счет покупателя.

«В продажах F-35 заинтересованы несколько «родителей», которые вложили свои кровные 400 млрд долларов в программу истребителя. Поэтому выжимают все, что можно выжать из тех, кто имел счастье (или несчастье?) купить тридцать пятые. В то время как Super Hornet имеет только «папу» в лице компании Boeing, доведший свое дитя до состояния надежной и практичной машины.

Об этом говорит и тот факт, что большинство тактических истребителей военно-воздушного флота США на данный момент являются представителями компании Boeing. Сами военные говорят о том, что «Хорнеты» не капризничают, как это делают истребители от Lockheed Martin и к тому же более боеспособны.

«Покупая F-35 по цене, которая явно ниже, чем должна быть, покупателю надо знать, что ему будут навязаны дополнительные услуги в виде сервисного обслуживания в течение нескольких лет, пока не будет покрыта скидка, предоставленная при продаже», — утверждают румынские журналисты.

Единственной страной, которой удалось отказаться от «пакета дополнительных услуг», стал Израиль. Собственное программное оборудование и технический персонал полностью перевели истребители на обслуживание своими силами. Американцы пробовали возражать, но перспектива «поругаться» с союзником в ближневосточном регионе не позволила Вашингтону накалять обстановку.

Другим видом навязывания дополнительных услуг, стала продажа «сопутствующих» товаров. Как и в случае со Швейцарией, американцы «впаривают» потенциальному покупателю товар, который им надо распродать. Самый последний образец подобной сделки показан на примере Индонезии. Только в этом случае индонезийцы, во что бы то ни стало, стремились заполучить F-35. Как заявил посол Индонезии в США, Вашингтон не дает согласие на сделку, пока Джакарта не купит истребители F-16. Американцы объяснили это тем, что прежде чем летать на истребителях пятого поколения, индонезийские пилоты должны налетать больше часов на истребителях 4-го поколения, чем на данный момент.

F-16 ВВС Индонезии
F-16 ВВС Индонезии

Впрочем, сами индонезийцы объясняют это тем, что F-16 до сих пор находятся на «складах» Пентагона, а покупателей на них найти становится проблематично с каждым днем. Поэтому и выставляют подобные условия.

Но Индонезийцам намного проще, чем той же Швейцарии или Финляндии. Индонезийские военные просто переключились на другого «продавца», которым может стать Россия, тем более что опыт сотрудничества уже имеется. 11-я воздушная эскадрилья ВВС Индонезии полностью укомплектована российскими Су-27 и Су-30. Пилоты, летающие на этих самолетах, отзываются о машинах в восторженных тонах. А теперь, по всей вероятности, пришло время приобрести Су-35, переговоры по которому ранее уже велись, но были свернуты.

Су-35
Су-35

«Смысла нет покупать американский F-16 по цене российского Су-35, который превосходит по некоторым параметрам даже F-35», — говорит посол. Правда, если сделка с Россией все-таки произойдет, Индонезия рискует вообще остаться без тридцать пятых. Американцы могут «обидится и включить санкции». Но возможно к тому времени уже будет готов экспортный вариант «Су-57».

Дзен

Предыдущая статьяЭкраноплан будущего
Следующая статьяКрейсер «Аврора»

Последние статьи

Т-34 на параде в Хмеймим

Советский танк, доработанный сирийцами, открыл торжественный марш бронетехники.

Похожие статьи