Як-38 – первый и последний отечественный палубный штурмовик с вертикальным взлётом-посадкой

Другие статьи

Парк военных легкобронированных машин пополнился белорусским Volat 490101

За основу белорусской разработки выбрали российский бронеавтомобиль «Тигр-М», который разрабатывался конструкторами «Военно-инженерного центра» при министерстве обороны РФ.

HMS Dreadnought – английский линкор, совершивший революцию в военном кораблестроении !

Корабль, который мог превратить флот противников в металлолом

Ударный «Аллигатор». Противоречивые достижения и перспективы вертолёта Ка-52

У каждой вещи есть своё предназначение. Оружие создано для того, чтобы… стрелять. К сожалению, нет другого способа...

Ту-160М против B-1 Lancer

Перспективы российского бомбардировщика выглядят куда более радужными, чем его американского «коллеги». Со временем, «Белый лебедь» может стать совсем другой машиной, чем есть сейчас, сохраняя свой первоначальный облик.

Армения взяла на прицел стратегические объекты Турции в пределах досягаемости ракет «Искандер».

Турция серьёзный военный противник, однако, её политическим лидерам следует помнить, что любая военная агрессия может получить адекватный ответ.

Армия России 2020. Вооруженные силы. Победа

Армия России, является одной из сильнейших армий мира и занимает 5 место по численности после армий Китая, США, Индии и КНДР. Сухопутные войска, бронетехника, ПВО, истребительная, штурмовая и стратегическая авиация. Боевые корабли, дизельные и атомные подводные лодки, ядреное оружие - этого хватит что бы выиграть любую войну!

Если взорвать миллион ядерных бомб в Марианской Впадине?

К счастью, это теоретический эксперимент, который был бы невозможен в реальной жизни. Однако он отражает некоторые из наших страхов и волнений по поводу возможного результата ядерной войны.

Самым грозным морским оружием являются авианосцы. Обладая авиакрылом из десятков самолётов различного назначения они способны выполнить самые сложные боевые задачи. Однако внушительные размеры взлётно-посадочной палубы лишают их скорости и маневренности, превращают в малоподвижную цель. В этой связи авиаконструкторами изобретены, а войсками успешно используются самолёты, взлетающие вертикально. Им не нужна «взлётка», для старта достаточно площади, которая не превышает их габаритов. Сегодня поговорим о самом массовом самолёте с вертикальным взлётом, который состоял на вооружении авиации морфлота СССР.

Як-38. Музейный экспонат.
Як-38. Музейный экспонат.

Из истории создания Як-38

Разработка собственных самолётов с вертикальным взлётом, равно как и создание других вооружений в СССР, проходила на фоне конкуренции с США. Декабрь 1967 года стал стартовым месяцем для разработки нового морского штурмовика Як-36М, когда ЦК КПСС и Совмином было принято соответствующее постановление. Главным конструктором проекта стал талантливый «яковский» авиаконструктор Мордовин Станислав Григорьевич. Первый опытный образец был представлен для испытаний в мае 1970 года. Создание новых экземпляров и испытания продолжались на протяжении двух лет. Ещё 2 года с апреля 1972 по сентябрь 1974 – продолжались государственные лётные испытания, в результате которых самолёт получил разрешение на использование в составе авиагрупп на борту тяжелых авианесущих крейсеров. В серию штурмовик был запущен как Як-38.

Як-38 на палубной стоянке
Як-38 на палубной стоянке

На службе отечеству

Як-38, как и другие самолёты с вертикальным взлётом, нельзя оценить однозначно. Эксперты и аналитики бесконечно спорят о том, чего в этой модели больше: положительного или отрицательного. Попытаемся разобраться в противоречиях.

Всего за период с 1974 по 1989 годы было построено и передано в войска 231 Як-38 нескольких модификаций. Основным местом дислокации были тяжелые авиакрейсера, такие, как «Баку», «Новороссийск», «Киев», «Минск». На фоне гонки вооружений Як-38 выполнял в большей степени роль показателя развития оборонной промышленности советского государства. В многочисленных дальних походах самолёт демонстрировался, не только союзникам. Моряки США были свидетелями эффектных взлётов и маневров «вертикалки».

Второй жирный плюс самолёта Як-38 – это опыт, который получили конструкторы при разработке и дальнейшей доработке модели. Он служил своеобразной испытательной площадкой, ведь с середины 70-х конструкторы активно работали над новой моделью – Як-141. В свободном доступе можно найти информацию о том, что документы по Як-38 и 141 были проданы США в 1995 году. С огромной долей вероятности можно утверждать, что отечественный самолёт стал прародителем американского F-35B, который до настоящего времени благополучно выпускается и стоит на вооружении американской армии и других стран НАТО.

Як-38 обладает передовой катапультирующей установкой. При отказе какой-либо системы у пилота нет времени на оценку ситуации и принятие решения о катапультировании. За него решение принимала автоматика.

Теперь о «тёмной» стороне Як-38:

— высокая аварийность. Возмущения воздушных потоков от подъёмных двигателей могут быть непредсказуемым и зависят от множества факторов (боковой ветер, температура и влажность воздуха, рельеф и материал покрытия на месте взлёта-посадки). С одной стороны, пилоты гордились возможностью лететь на таком штурмовике, с другой – боялись, т.к. это очень большой риск. Благодаря системе катапультирования при огромном количестве аварий за всё время эксплуатации погибло всего 8 пилотов. Именно высокая аварийность стала основной причиной запрета в 1991 году использования самолёта;

— дороговизна эксплуатации и обслуживания. Як-38. Сложная конструкция двигателей и системы управления нуждались в постоянном контроле. Ресурс самолёта 500 часов с капитальным ремонтом через каждые 200 часов полётов;

— небольшой радиус полётов. Для осуществления вертикального взлёта и посадки Як-38 тратил значительное количество топлива, хотя он имел возможность взлетать и приземляться «по самолётному»;

— отсутствие РЛС и слабое вооружение. На четырёх наружных балочных держателях под крылом Як-38 мог иметь вооружение весом не более 1 тонны. В разных вариациях использовались: до 4-х пушек калибром 23 мм, управляемые ракеты Р-60МХ-23М (РМ) (малой дальности), неуправляемые ракеты в блоках С-5С-8С-24Б (БНК), несколько видов бомб.

Оценивая все «минусы» Як-38 в совокупности можно утверждать о малой боевой эффективности самолёта, который в итоге уступал не только зарубежным аналогам, но даже палубному вертолёту Ка-29.

Взлёт с палубы Як-38
Взлёт с палубы Як-38

Есть ли будущее у самолётов с вертикальным взлётом?

Как указывалось, США успешно строят и используют в боевых условиях свой F-35B. Это показатель того, что технология не утратила своей актуальности. Хотя среди специалистов бытуем мнение, что это больше коммерческий проект, чем военный. Не стоит списывать со счетов Як-141, которому был доступен сверхзвук и совершенно иные возможности. Як-38 – продукт своего времени. Все его отрицательные качества следует воспринимать исключительно как недоработку.

С 2017 года российскими конструкторами ведутся работы по разработке современного самолёта, который будет иметь функции короткого или вертикального взлёта-посадки. До запуска в серию отводится 7-10 лет. Таким образом, мы можем стать свидетелями появления палубного штурмовика нового поколения.

Як-38 и Як-141
Як-38 и Як-141

Канал Дзен ТУТ.

Последние статьи

Неофициальные итоги конфликта в Карабахе

Всю подготовку к конфликту провалил начальник генерального штаба ВС Армении Артак Давтян, занявший это пост сразу после прихода к власти премьера Пашиняна

Турецкие беспилотники Bayraktar TB2 на Украине

На прошлой неделе во многих телеграм-каналах прошла информация о том, что турецкие беспилотные летальные аппараты Bayraktar TB2 были переброшены украинскими силовиками в зону конфликта на Донбассе

Уже сейчас можно предположить, чем и как будут воевать в середине XXI века

Первое место в этом обзоре отводится синтетической биомассе. Агентство DARPA, занимающееся исследованием этого организма, называет его просто – Биодизайн

ААК «Прогресс» отчиталось о производстве всех запланированных Ка-52

Модернизированный «Аллигатор» разрабатывается для использования его в низкоотрицательных температурных режимах, например в арктических широтах.

В образованный в Нагорном Карабахе Центр по примирению враждующих сторон войдут и специалисты гражданских служб

Определилась окончательная структура МЦГР (Межведомственный центр гуманитарного реагирования) в нагорном Карабахе. Об этом 18 ноября заявили представители Министерства обороны РФ.

Биоморфная собака. Военные роботы для солдат

Биоморфные роботы, очень сильно похожие на собак, стали частью патрульной службы авиабазы. Новая программа Пентагона, имеющая название ABMS

«Ланцет» дрон-камикадзе от Калашникова

В 2019 году компания ZALA AERO, входящая в состав концерна, завершила испытания беспилотного барражирующего боеприпаса и теперь активно предлагает его Министерству Обороны РФ.

F-16 Fighting Falcon — летает по призванию, падает когда захочет

«Боевой сокол» самый распространенный истребитель в мире. Но это не мешает ему быть и самой аварийной машиной военной авиации.

Похожие статьи