Як-38 – первый и последний отечественный палубный штурмовик с вертикальным взлётом-посадкой

Другие статьи

«Акула» — подводная лодка, которая остудила пыл желающих пересмотреть результаты Великой отечественной войны

«Акула» - самая большая (длина 172 метра, водоизмещение – 48 тысяч тонн) подводная лодка в мире. Этот тот случай, когда размер имеет значение, но не в смысле соревнования, у кого судно больше.

Первый бронетранспортер, созданный англичанами в начале 20 века

Главное задачей БТР была транспортировка десанта к месту боевых действий, а так как конструкция тяжелых танков Mk.V уже позволяла вмещать до 10 человек, было решено изменить ее так, чтобы увеличить количество человек до 30 (а лучше 50) и сделать посадку и высадку удобнее.

Ту 160М Первый полет модернизированного монстра. Скоро война?

Ту-160М совершил первый полет. Министерство обороны опубликовало кадры испытаний полета, продолжавшегося 34 минуты.

Советский танк, который мог плавать

ПТ-76 — один из интереснейших советских танков. Несмотря на казалось бы тонкую броню и не самое мощное вооружение,...

Пожар на ТАВКР Адмирал Кузнецов. Авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов на ремонте.

Прошло почти 3 года с момента возврата Авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов из Сирийского похода и более 2-х лет с момента, когда Крейсер был отправлен на плановый ремонт и модернизацию и… очередное происшествие.

Самым грозным морским оружием являются авианосцы. Обладая авиакрылом из десятков самолётов различного назначения они способны выполнить самые сложные боевые задачи. Однако внушительные размеры взлётно-посадочной палубы лишают их скорости и маневренности, превращают в малоподвижную цель. В этой связи авиаконструкторами изобретены, а войсками успешно используются самолёты, взлетающие вертикально. Им не нужна «взлётка», для старта достаточно площади, которая не превышает их габаритов. Сегодня поговорим о самом массовом самолёте с вертикальным взлётом, который состоял на вооружении авиации морфлота СССР.

Як-38. Музейный экспонат.
Як-38. Музейный экспонат.

Из истории создания Як-38

Разработка собственных самолётов с вертикальным взлётом, равно как и создание других вооружений в СССР, проходила на фоне конкуренции с США. Декабрь 1967 года стал стартовым месяцем для разработки нового морского штурмовика Як-36М, когда ЦК КПСС и Совмином было принято соответствующее постановление. Главным конструктором проекта стал талантливый «яковский» авиаконструктор Мордовин Станислав Григорьевич. Первый опытный образец был представлен для испытаний в мае 1970 года. Создание новых экземпляров и испытания продолжались на протяжении двух лет. Ещё 2 года с апреля 1972 по сентябрь 1974 – продолжались государственные лётные испытания, в результате которых самолёт получил разрешение на использование в составе авиагрупп на борту тяжелых авианесущих крейсеров. В серию штурмовик был запущен как Як-38.

Як-38 на палубной стоянке
Як-38 на палубной стоянке

На службе отечеству

Як-38, как и другие самолёты с вертикальным взлётом, нельзя оценить однозначно. Эксперты и аналитики бесконечно спорят о том, чего в этой модели больше: положительного или отрицательного. Попытаемся разобраться в противоречиях.

Всего за период с 1974 по 1989 годы было построено и передано в войска 231 Як-38 нескольких модификаций. Основным местом дислокации были тяжелые авиакрейсера, такие, как «Баку», «Новороссийск», «Киев», «Минск». На фоне гонки вооружений Як-38 выполнял в большей степени роль показателя развития оборонной промышленности советского государства. В многочисленных дальних походах самолёт демонстрировался, не только союзникам. Моряки США были свидетелями эффектных взлётов и маневров «вертикалки».

Второй жирный плюс самолёта Як-38 – это опыт, который получили конструкторы при разработке и дальнейшей доработке модели. Он служил своеобразной испытательной площадкой, ведь с середины 70-х конструкторы активно работали над новой моделью – Як-141. В свободном доступе можно найти информацию о том, что документы по Як-38 и 141 были проданы США в 1995 году. С огромной долей вероятности можно утверждать, что отечественный самолёт стал прародителем американского F-35B, который до настоящего времени благополучно выпускается и стоит на вооружении американской армии и других стран НАТО.

Як-38 обладает передовой катапультирующей установкой. При отказе какой-либо системы у пилота нет времени на оценку ситуации и принятие решения о катапультировании. За него решение принимала автоматика.

Теперь о «тёмной» стороне Як-38:

— высокая аварийность. Возмущения воздушных потоков от подъёмных двигателей могут быть непредсказуемым и зависят от множества факторов (боковой ветер, температура и влажность воздуха, рельеф и материал покрытия на месте взлёта-посадки). С одной стороны, пилоты гордились возможностью лететь на таком штурмовике, с другой – боялись, т.к. это очень большой риск. Благодаря системе катапультирования при огромном количестве аварий за всё время эксплуатации погибло всего 8 пилотов. Именно высокая аварийность стала основной причиной запрета в 1991 году использования самолёта;

— дороговизна эксплуатации и обслуживания. Як-38. Сложная конструкция двигателей и системы управления нуждались в постоянном контроле. Ресурс самолёта 500 часов с капитальным ремонтом через каждые 200 часов полётов;

— небольшой радиус полётов. Для осуществления вертикального взлёта и посадки Як-38 тратил значительное количество топлива, хотя он имел возможность взлетать и приземляться «по самолётному»;

— отсутствие РЛС и слабое вооружение. На четырёх наружных балочных держателях под крылом Як-38 мог иметь вооружение весом не более 1 тонны. В разных вариациях использовались: до 4-х пушек калибром 23 мм, управляемые ракеты Р-60МХ-23М (РМ) (малой дальности), неуправляемые ракеты в блоках С-5С-8С-24Б (БНК), несколько видов бомб.

Оценивая все «минусы» Як-38 в совокупности можно утверждать о малой боевой эффективности самолёта, который в итоге уступал не только зарубежным аналогам, но даже палубному вертолёту Ка-29.

Взлёт с палубы Як-38
Взлёт с палубы Як-38

Есть ли будущее у самолётов с вертикальным взлётом?

Как указывалось, США успешно строят и используют в боевых условиях свой F-35B. Это показатель того, что технология не утратила своей актуальности. Хотя среди специалистов бытуем мнение, что это больше коммерческий проект, чем военный. Не стоит списывать со счетов Як-141, которому был доступен сверхзвук и совершенно иные возможности. Як-38 – продукт своего времени. Все его отрицательные качества следует воспринимать исключительно как недоработку.

С 2017 года российскими конструкторами ведутся работы по разработке современного самолёта, который будет иметь функции короткого или вертикального взлёта-посадки. До запуска в серию отводится 7-10 лет. Таким образом, мы можем стать свидетелями появления палубного штурмовика нового поколения.

Як-38 и Як-141
Як-38 и Як-141

Канал Дзен ТУТ.

Последние статьи

Американский самолет D-36, который так и не победил…

Вооружение составляло шесть пушек по 20-мм. и две бомбы по 450 кг. Четыре пушки расположили в носовой части, а две отдельно друг от друга в хвосте рядом с двигателями и позволяли стрелять назад.

Феномен «Взгляд войны», или «Взгляд на две тысячи ярдов»

Первое, что запоминают солдаты — это свою первую жертву, а точнее сам момент, причем обычно до мельчайших подробностей. После этого события у них наблюдается так называемый «Взгляд на две тысячи ярдов». Именно так называется взгляд в пространство, наблюдающийся у многих солдат, которые смотрят как бы в никуда.

Колесный гигант — Танк Лебеденко

Танк Лебеденко был назван в честь своего создателя Николая Лебеденко. Однако в истории он больше известен как «Царь-танк». Разработка машины велась в 1914-1915 годах.Колеса были огромными – в диаметре они достигали почти 9 м, а корпус достигал почти 12 м.

HMS «Argus» — первый в мире классический авианосец

Когда речь заходит об авианосцах, в памяти всплывают силуэты «Нимица» (видеоэкскурсия по авианосцу "Нимиц" тут) или «Кузнецова» с «аэродромом» на палубе. Иной конфигурации...

СПРУТ-СДМ1 — лучший в мире легкий танк

К «Спруту» применимы названия «танк» или «пушка», т.к. главным его вооружением является орудие (не нарезное) - 2А75 калибром 125 мм. Запас разнотипных унифицированных боеприпасов - 40 единиц (бронебойного, кумулятивного, осколочно-фугасного типа).

Индийский вертолет HAL LCH

Вооружен пушкой 20 мм и управляемыми ракетами "воздух-земля". Стоимость одного HAL Light Combat Helicopter составляет 22 млн. долларов.

Ту-22 «Людоед» — самый аварийный советский самолет

Когда стало понятно, что Ту-22 является неудачной моделью, было решено постепенно заменять его более совершенным самолетом. В 1969 году началась разработка Ту-22М, которым впоследствии заменили Ту-22.

Как Тик-Ток ворует данные

Многие слышали, что самая популярная платформа современности по скорости роста ворует данные. Об этом пишут все кому не лень. Кто-то верит, кто-то...

Как заключенные помогли выиграть войну

Заключенные, освободившись, порой, совершали страшные дела и доказывали свою судимость. Поэтому в 1944 году, когда отпала необходимость в активном пополнении войск и война двигалась к завершению, рецидивистов было приказано не призывать на фронт. Считалось, что от них очень редко можно было ждать хорошего.

Похожие статьи