Як-38 – первый и последний отечественный палубный штурмовик с вертикальным взлётом-посадкой

Другие статьи

Феномен «Взгляд войны», или «Взгляд на две тысячи ярдов»

Первое, что запоминают солдаты — это свою первую жертву, а точнее сам момент, причем обычно до мельчайших подробностей. После этого события у них наблюдается так называемый «Взгляд на две тысячи ярдов». Именно так называется взгляд в пространство, наблюдающийся у многих солдат, которые смотрят как бы в никуда.

Подводная лодка «БОРЕЙ-А» (Князь Владимир) принята в состав ВМФ !

В День России, в состав ВМФ торжественно приняли подводную лодку 4-го поколения проекта 955-А “Борей-А”, получившую бортовой индекс К-549 и наименование Князь Владимир.

В Турции появился первый беспилотный корабль

Инженеры заявили, что ULAQ не только контролируется удаленно, но еще и является автономной системой, использующей искусственный интеллект.

Немецкий спецназ KSK стал «рассадником» нацизма

Было принято решение распустить роту, в которой состояло наибольшее число радикальных спецназовцев. Но как отмечает лидер партии «зеленых» Клаудия Рот, одна рота это песчинка в море песка. Националисты пустили свои корни в Бундесвере еще во время службы в Афганистане.

Вертолёт Ми-24 от первого лица

Один из лучших ударных вертолетов ВВС РФ. Рожденный побеждать!

Future Aircrew Training program (FAcT) для ВВС Канады

Сообщается, что контракт обойдется минимум в $3,75 млрд и предоставит обучение пилотам ВВС и команде на 20 лет. Канада планирует передать контракт избранной компании в 2023 году.

Операция «Мученик Сулеймани» выявила степень готовности американских военных к ракетному удару

Во время обстрела по базам США в Ираке жертв удалось избежать. Но это вовсе не заслуга американской спутниковой системы раннего предупреждения о ракетном нападении…

Почему Гитлер убивал евреев?

Адольф Гитлер считал еврейский народ низшей расой, в то время как немцев он относил к высшей, арийской, расе. Он действительно считал, что именно немецкий народ должен править миром, а остальные быть прислугами. Евреев же и вовсе следовало уничтожить.

Самым грозным морским оружием являются авианосцы. Обладая авиакрылом из десятков самолётов различного назначения они способны выполнить самые сложные боевые задачи. Однако внушительные размеры взлётно-посадочной палубы лишают их скорости и маневренности, превращают в малоподвижную цель. В этой связи авиаконструкторами изобретены, а войсками успешно используются самолёты, взлетающие вертикально. Им не нужна «взлётка», для старта достаточно площади, которая не превышает их габаритов. Сегодня поговорим о самом массовом самолёте с вертикальным взлётом, который состоял на вооружении авиации морфлота СССР.

Як-38. Музейный экспонат.
Як-38. Музейный экспонат.

Из истории создания Як-38

Разработка собственных самолётов с вертикальным взлётом, равно как и создание других вооружений в СССР, проходила на фоне конкуренции с США. Декабрь 1967 года стал стартовым месяцем для разработки нового морского штурмовика Як-36М, когда ЦК КПСС и Совмином было принято соответствующее постановление. Главным конструктором проекта стал талантливый «яковский» авиаконструктор Мордовин Станислав Григорьевич. Первый опытный образец был представлен для испытаний в мае 1970 года. Создание новых экземпляров и испытания продолжались на протяжении двух лет. Ещё 2 года с апреля 1972 по сентябрь 1974 – продолжались государственные лётные испытания, в результате которых самолёт получил разрешение на использование в составе авиагрупп на борту тяжелых авианесущих крейсеров. В серию штурмовик был запущен как Як-38.

Як-38 на палубной стоянке
Як-38 на палубной стоянке

На службе отечеству

Як-38, как и другие самолёты с вертикальным взлётом, нельзя оценить однозначно. Эксперты и аналитики бесконечно спорят о том, чего в этой модели больше: положительного или отрицательного. Попытаемся разобраться в противоречиях.

Всего за период с 1974 по 1989 годы было построено и передано в войска 231 Як-38 нескольких модификаций. Основным местом дислокации были тяжелые авиакрейсера, такие, как «Баку», «Новороссийск», «Киев», «Минск». На фоне гонки вооружений Як-38 выполнял в большей степени роль показателя развития оборонной промышленности советского государства. В многочисленных дальних походах самолёт демонстрировался, не только союзникам. Моряки США были свидетелями эффектных взлётов и маневров «вертикалки».

Второй жирный плюс самолёта Як-38 – это опыт, который получили конструкторы при разработке и дальнейшей доработке модели. Он служил своеобразной испытательной площадкой, ведь с середины 70-х конструкторы активно работали над новой моделью – Як-141. В свободном доступе можно найти информацию о том, что документы по Як-38 и 141 были проданы США в 1995 году. С огромной долей вероятности можно утверждать, что отечественный самолёт стал прародителем американского F-35B, который до настоящего времени благополучно выпускается и стоит на вооружении американской армии и других стран НАТО.

Як-38 обладает передовой катапультирующей установкой. При отказе какой-либо системы у пилота нет времени на оценку ситуации и принятие решения о катапультировании. За него решение принимала автоматика.

Теперь о «тёмной» стороне Як-38:

— высокая аварийность. Возмущения воздушных потоков от подъёмных двигателей могут быть непредсказуемым и зависят от множества факторов (боковой ветер, температура и влажность воздуха, рельеф и материал покрытия на месте взлёта-посадки). С одной стороны, пилоты гордились возможностью лететь на таком штурмовике, с другой – боялись, т.к. это очень большой риск. Благодаря системе катапультирования при огромном количестве аварий за всё время эксплуатации погибло всего 8 пилотов. Именно высокая аварийность стала основной причиной запрета в 1991 году использования самолёта;

— дороговизна эксплуатации и обслуживания. Як-38. Сложная конструкция двигателей и системы управления нуждались в постоянном контроле. Ресурс самолёта 500 часов с капитальным ремонтом через каждые 200 часов полётов;

— небольшой радиус полётов. Для осуществления вертикального взлёта и посадки Як-38 тратил значительное количество топлива, хотя он имел возможность взлетать и приземляться «по самолётному»;

— отсутствие РЛС и слабое вооружение. На четырёх наружных балочных держателях под крылом Як-38 мог иметь вооружение весом не более 1 тонны. В разных вариациях использовались: до 4-х пушек калибром 23 мм, управляемые ракеты Р-60МХ-23М (РМ) (малой дальности), неуправляемые ракеты в блоках С-5С-8С-24Б (БНК), несколько видов бомб.

Оценивая все «минусы» Як-38 в совокупности можно утверждать о малой боевой эффективности самолёта, который в итоге уступал не только зарубежным аналогам, но даже палубному вертолёту Ка-29.

Взлёт с палубы Як-38
Взлёт с палубы Як-38

Есть ли будущее у самолётов с вертикальным взлётом?

Как указывалось, США успешно строят и используют в боевых условиях свой F-35B. Это показатель того, что технология не утратила своей актуальности. Хотя среди специалистов бытуем мнение, что это больше коммерческий проект, чем военный. Не стоит списывать со счетов Як-141, которому был доступен сверхзвук и совершенно иные возможности. Як-38 – продукт своего времени. Все его отрицательные качества следует воспринимать исключительно как недоработку.

С 2017 года российскими конструкторами ведутся работы по разработке современного самолёта, который будет иметь функции короткого или вертикального взлёта-посадки. До запуска в серию отводится 7-10 лет. Таким образом, мы можем стать свидетелями появления палубного штурмовика нового поколения.

Як-38 и Як-141
Як-38 и Як-141

Канал Дзен ТУТ.

Последние статьи

Разочарование по J-20. Или не стоит торопиться с выводами?

Американские эксперты пытаются определить эффективность китайского истребителя пятого поколения.

Вот и ответка. Донбасс решил действовать

Теперь военные ДНР могут наносить упреждающие удары по ВСУ.

В Белоруссии денег нет, но истребители нужны

Лукашенко предложил Путину разместить на белорусских военных базах самолеты российских ВКС, пользоваться которыми будут пилоты двух стран.

Армия Швеции уже воюет. За топливо. Со своим правительством

Биотопливо активно продвигается шведскими властями и в вооруженные силы страны.

Военный альянс провокаторов

Вашингтон собирает новую околонатовскую организацию для дестабилизации обстановки на Черном море.

Беспилотный рой «Молния»

В России может появиться собственный боевой «рой», однако специалисты сомневаются в его эффективности.

ОТРК «Искандер» — вогнать колышек в землю

Специально для премьер-министра Армении военный эксперт рассказал о возможностях российского ракетного комплекса.

Румыны обзавелись оружием залпового огня

Американские системы HIMARS второго марта «приплыли» в румынский порт.

Похожие статьи