Отдельной главой в истории военного морского судостроения вписана история создания и службы флагманского судна флота императора Японии – линкора «Ямато». Построенный с целью устрашения врагов, в первую очередь американцев, корабль не оправдал возложенных надежд. История его коротка и противоречива. Определительное местоимение «самый» применимо почти ко всем характеристикам корабля. Давайте с ним познакомимся.
Интересные факты создания
«Ямато» – старинное название Японии. Вероятнее всего, по задумке создателей, плавучий гигант должен был олицетворять мощь японского государства.
Проект «Ямато» был согласован в рамках 3-й программы расширения императорского флота Японии. Конструкторской работой руководил вице-адмирал К.Фукуда. Известно, что перед утверждением было разработано и подано на рассмотрение более 20-ти проектов, изготовлено более 50 макетов кораблей. Строительство «Ямато» начали в ноябре 1937 года. Для столь внушительного судна срок постройки был рекордно коротким. Спуск со стапелей завода состоялся в августе 1939 года. Хотя войска получили судно в декабре 1941 года, к полной боеготовности линкор привели только в мае 1942 года.
Технические характеристики «Ямато»
Самый большой линкор имел корпус 263 м. — длина, 40 м. — ширина и водоизмещение 73 тыс. тонн. Для приведения в движение такой массы металла компанией Kampon были специально изготовлены 4 турбины, работающие от 12-ти котлов. С целью повышения живучести и безопасности каждый агрегат был изолирован друг от друга в собственном отсеке. Для обеспечения экономичного хода силовым агрегатам достаточно было вырабатывать мощность 18 000 лошадиных сил. В режиме форсирования максимальная мощность достигала своего максимума — 165 000 лошадиных сил. Максимальная скорость доступная линкору — чуть более 27 узлов (около 50 км/ч). Силовые установки «Ямато» для того времени были не самыми передовыми и не очень эффективными. Подавляющее большинство механизмов корабля, в том числе вооружение работали благодаря давлению пара. В случае повреждения котлов корабль терял возможность управления определёнными функциями.
Защита и вооружение
«Ямато» обладал внушительной бронезащитой:
— палуба толщиной – от 200 до 230 мм;
— днище – от 50 до 80 мм;
— в наклонном поясе толщина металла — 410 мм;
— лобовая броня башен толщиной 650 мм.
В период II мировой войны не было оружия, обладающего способностью совладать с броней артиллерийских башен линкора.
Вооружение «Ямато» было разнообразным, однако, изюминка – это орудия главного калибра. 9 орудий (калибр – 460 мм) были установлены в трёх башнях. Пушки способны были отправить снаряды весом 1,5 тонны на расстояние до 45 км. Каждое орудие весило почти 3 тонны. Залповый огонь из всех орудий одновременно был запрещен, т.к. отдача и вибрация могли разрушить корабль.
Служба и гибель исполина
«Ямато» не успел полностью реализовать своим возможности, т.к. период его службы пришелся на закат японской империи. Столь внушительные суда требовали значительного ресурсного обеспечения и дополнительной защиты. 19 июня 1944 года, находясь в водах Филиппинского моря, «Ямато» первый раз вступил в бой. Открыв огонь по пролетающим самолётам, расчёты зенитных установок не подозревали, что стреляют по своим самолётам.
Линкору удалось принять участие нескольких боях. Серьёзного урона противнику нанести не получалось, а полученные повреждения от попадания бомб и торпед приходилось подолгу ремонтировать в порту. Корабль использовался в качестве командного пункта.
Возглавив эскадру, 6 апреля 1945 года флагманский «Ямато» направился к берегам Окинавы. Этот поход все считали самоубийственным, т.к. запаса топлива для возврата в порт линкор не имел. 7 апреля «Ямато» был обнаружен американской авиацией после чего начался массированный обстрел. США подняли в воздух 227 самолётов. За 2 часа боя 10 авиационных торпед (272 кг. каждая) и 13 авиационных бомб достигли цели – корпуса линкора. Экипаж попытался выровнять накренившийся корпус закачкой воды в трюмы от противоположного поврежденному борту, но судно продолжало наклоняться на борт. К 14:23 угол наклона корпуса был таким, что это вызвало смещение и детонация снарядов. От взрыва боезапаса в носовом погребе «Ямато» получил повреждения и затонул. 169 матросов были спасены экипажами других кораблей, 3063 человека – погибли. Американцы потеряли в том бою лишь 10 самолётов.
Последний рекорд «Ямато» заключается в том, что он стал самым большим затопленным в бою кораблём. Сами японцы в шутку относили «Ямато», к самым бесполезным вещам в мире. И в этом аспекте «Ямато» остался «самым».
Читайте нас на Яндекс Дзен.