Юбилей военного авиатранспортника

Другие статьи

Военный эксперт Михаил Ходаренок рассказал историю появления транспортника, его нынешние дела и оценил перспективы «семьдесят шестого».

Постройка первой опытной машины происходила в Москве на заводе «Стрела». К марту 1976го г. аппарат считался готовым, и двадцать пятого числа Ил-76 оторвался от земли, чтобы перелететь с аэродрома имени Фрунзе на аэродром Раменское. А уже через два месяца транспортник отправился во Францию на авиавыставку в Ле-Бурже.

Все испытательные мероприятия самолёт проходил недалеко от Новгорода, где размещался сто десятый полк Комсомольско-Трансильванской Краснознаменной военно-транспортной авиации. Позже для испытаний транспортника подключились авиаторы из третьей Смоленской военно-транспортной дивизии, на тот момент уже гвардейской. Серийное производство освоили на ПО имени Чкалова в Ташкенте. И уже в восьмидесятых годах прошлого века Ил-76 являлся главным аппаратом транспортной авиации военного использования.

Ил-76
Ил-76

На 2021ый г. насчитывается более девятисот пятидесяти выпущенных самолётов в двадцати двух модификациях. Сто восемнадцать из них изготовили в период с 1978го г. по 2005ый г. Первыми зарубежными покупателями транспортника стали представители стран Ирака, Сирии и Ливии. Всего же двадцать четыре страны по всему миру решили использовать Ил-76 для нужд собственных ВВС.

У Алжира имеется семнадцать машин, модификации МД, ТД и топливозаправщики. Ангола – четыре ТД; Армения – два обычных Ил-76; такие же и столько же у Белоруссии; три Ила в Сирии; один в Судане; тридцать три у индийских ВВС в модификациях МД, ТД и не модифицированные, которых большая часть; два МФ в Иордании; двенадцать обычных в Иране; порядка двадцати МД и ТД в Китае; один в Узбекистане и восемнадцать Ил-76 на Украине.

Ил-78
Ил-78

Что касается России, то на сегодняшний день в ВКС РФ насчитывается порядка ста Ил-76, в основном модификации МД и МФ. Есть три модели МД-90А и десять Ил-78М.

Некоторое количество, точное число которых затруднительно предположить, летают с различными функциями и предназначениями. Их используют представители ООН, Красного креста, ЮНЕСКО и других организаций. Утверждается, что транспортник имеется даже у наркомафии Латинской Америки.

В 2019ом году подсчитали, сколько самолётов было потеряно из-за различных катастроф или других серьёзных аварий. Такое количество составило восемьдесят один самолёт.

И все таки, Ил-76 ценят прежде всего за его надёжность. Он является ярким представителем авиации, где данная характеристика поставлена во главу аппарата. Но и у него есть свои недостатки.

Военный транспортник Ил-76 не предназначен для полётов межконтинентальной дальности. А именно в таких самолётах на данный момент нуждаются российские вооружённые силы. И даже не в этом дело. Самолёт не позволяет из-за своей кабины перевозить военную технику кроме той, что используется воздушными десантниками. Без разборки в самолёт невозможно «впихнуть» тот же вертолёт, или системы ЗРК, или ПВО. Да много чего другое…

Проще говоря, есть самолёт, который может поднять и переместить практически все что угодно, но оно туда не влезет из-за особенностей технического устройства кабины транспортника.

В принципе, этому есть своё объяснение. Ил-76 создавался под подразделения ВДВ, для проведения массового десантирования. И никто из проектировщиков и создателей самолёта не думал использовать его как перевозчика вооружения.

А когда впервые подумали об этом, были некоторые другие проблемы, которые пришлось незамедлительно решать. Развал СССР заставил переносить производство самолёта из Ташкента в Россию. Новой родиной транспортника стало ульяновское производство «Авиастар-СП». Перенос оборудования, наладка, осваивание. Только в 2012 году появилась первая машина, собранная в Ульяновске. Из ворот предприятия на сегодняшний день вышло только девять самолётов в модификации МД-90А и один Ил-78М-90А, являющийся воздушным заправщиком.

Как пишет эксперт, такого количества недостаточно даже для укомплектовки одной эскадрильи. За восемь лет всего девять самолётов. В качестве справочной информации: чтобы десантировать одну дивизию ВДВ необходимо поднять в воздух больше трехсот транспортников, подобных Ил-76.

Десантирование
Десантирование

Такое отставание в производстве столь необходимых самолётов произошло не только из-за переноса производителя. Долгое время командование ВВС/ВКС уделяло внимание украинскому транспортнику Ан-70, считая его более перспективной моделью. Но оказалось, что время было потрачено зря. Да и не только время. Но может наоборот, все получилось намного лучше? Кто знает, как бы сложилась ситуация с украинским Аном на сегодняшний день.

Впрочем, такая ситуация складывается почти со всеми представителями военно-транспортной авиации. В скором времени по своему ресурсу отправится на «пенсию» Ан-26, а его замена в виде Ил-112В до сих пор в состоянии опытной модели. Открытым вопросом остаётся вопрос по двигателю самолёта – соответствует ли он мировым стандартам по своей надёжности и ресурсам? Вопрос очень актуален, потому как планируется использовать транспортник в ВКС РФ сотнями.

Неясно положение дел и с тяжёлыми транспортниками. Из имеющихся в распоряжении ВКС России двадцати пяти Ан-124, эксплуатируется на постоянной основе всего пять единиц. Складывается парадоксальная ситуация, когда твердят о необходимости таких самолётов вплоть до воссоздания их в серийных масштабах, но даже те, что находятся в распоряжении ВКС, стоят на «приколе». Причём такая ситуация наблюдается уже более двадцати лет.

«ВТА важное средство определения военной мощи страны для воздействия на удалённые регионы всего мира. Однако дожидаться, пока в распоряжении ВКС РФ появятся подобные аппараты в достаточном количестве, никто из потенциальных противников ждать не будет», – сделал вывод эксперт.

Последние статьи

БОЛЬШАЯ ВОЙНА big-war.ru уходит в отпуск

Большая война уходит в отпуск

Похожие статьи