Юбилей военного авиатранспортника

Другие статьи

Зачем российским военным «Пенициллин»?

В вооруженные силы РФ стали поступать комплексы разведки, которые невозможно обнаружить.

Операция «Мученик Сулеймани» выявила степень готовности американских военных к ракетному удару

Во время обстрела по базам США в Ираке жертв удалось избежать. Но это вовсе не заслуга американской спутниковой системы раннего предупреждения о ракетном нападении…

Модернизация базы Хмеймим для контроля над Средиземноморьем?

Расширение взлетно-посадочной полосы на российском аэродроме в Сирии проводят для скорого использования бомбардировщиков Ту-22М3М.

Высокомобильный тактический десант — Подразделение «нового типа» в ВДВ РФ

Соединения десантников и армейской авиации будут использовать как высокомобильный тактический десант с возможностью быстрой смены боевых задач.

Как потратят очередной транш украинские военные

250 млн долларов выделил Конгресс США для военной помощи Украине.

Армии девяти стран под «предводительством» США уже в Баварии

Учения Combined Resolve соберут военнослужащих Словении, Польши, Румынии, Италии, Косово, Литвы, Грузии, Боснии и Македонии под руководством американских генералов

Концепт новой экипировки «Сотник» поразил американцев.

По своим техническим возможностям экзоскелет способен намного увеличить физические способности его обладателя. Легкий углепластик, используемый при изготовлении скелета, выдерживает весовую нагрузку до 100 кг при длительных маршах или боевых операций.

Самолёт Dassault Rafale

Всё великолепие самолета Рафаль в одном ролике!

Военный эксперт Михаил Ходаренок рассказал историю появления транспортника, его нынешние дела и оценил перспективы «семьдесят шестого».

Постройка первой опытной машины происходила в Москве на заводе «Стрела». К марту 1976го г. аппарат считался готовым, и двадцать пятого числа Ил-76 оторвался от земли, чтобы перелететь с аэродрома имени Фрунзе на аэродром Раменское. А уже через два месяца транспортник отправился во Францию на авиавыставку в Ле-Бурже.

Все испытательные мероприятия самолёт проходил недалеко от Новгорода, где размещался сто десятый полк Комсомольско-Трансильванской Краснознаменной военно-транспортной авиации. Позже для испытаний транспортника подключились авиаторы из третьей Смоленской военно-транспортной дивизии, на тот момент уже гвардейской. Серийное производство освоили на ПО имени Чкалова в Ташкенте. И уже в восьмидесятых годах прошлого века Ил-76 являлся главным аппаратом транспортной авиации военного использования.

Ил-76
Ил-76

На 2021ый г. насчитывается более девятисот пятидесяти выпущенных самолётов в двадцати двух модификациях. Сто восемнадцать из них изготовили в период с 1978го г. по 2005ый г. Первыми зарубежными покупателями транспортника стали представители стран Ирака, Сирии и Ливии. Всего же двадцать четыре страны по всему миру решили использовать Ил-76 для нужд собственных ВВС.

У Алжира имеется семнадцать машин, модификации МД, ТД и топливозаправщики. Ангола — четыре ТД; Армения — два обычных Ил-76; такие же и столько же у Белоруссии; три Ила в Сирии; один в Судане; тридцать три у индийских ВВС в модификациях МД, ТД и не модифицированные, которых большая часть; два МФ в Иордании; двенадцать обычных в Иране; порядка двадцати МД и ТД в Китае; один в Узбекистане и восемнадцать Ил-76 на Украине.

Ил-78
Ил-78

Что касается России, то на сегодняшний день в ВКС РФ насчитывается порядка ста Ил-76, в основном модификации МД и МФ. Есть три модели МД-90А и десять Ил-78М.

Некоторое количество, точное число которых затруднительно предположить, летают с различными функциями и предназначениями. Их используют представители ООН, Красного креста, ЮНЕСКО и других организаций. Утверждается, что транспортник имеется даже у наркомафии Латинской Америки.

В 2019ом году подсчитали, сколько самолётов было потеряно из-за различных катастроф или других серьёзных аварий. Такое количество составило восемьдесят один самолёт.

И все таки, Ил-76 ценят прежде всего за его надёжность. Он является ярким представителем авиации, где данная характеристика поставлена во главу аппарата. Но и у него есть свои недостатки.

Военный транспортник Ил-76 не предназначен для полётов межконтинентальной дальности. А именно в таких самолётах на данный момент нуждаются российские вооружённые силы. И даже не в этом дело. Самолёт не позволяет из-за своей кабины перевозить военную технику кроме той, что используется воздушными десантниками. Без разборки в самолёт невозможно «впихнуть» тот же вертолёт, или системы ЗРК, или ПВО. Да много чего другое…

Проще говоря, есть самолёт, который может поднять и переместить практически все что угодно, но оно туда не влезет из-за особенностей технического устройства кабины транспортника.

В принципе, этому есть своё объяснение. Ил-76 создавался под подразделения ВДВ, для проведения массового десантирования. И никто из проектировщиков и создателей самолёта не думал использовать его как перевозчика вооружения.

А когда впервые подумали об этом, были некоторые другие проблемы, которые пришлось незамедлительно решать. Развал СССР заставил переносить производство самолёта из Ташкента в Россию. Новой родиной транспортника стало ульяновское производство «Авиастар-СП». Перенос оборудования, наладка, осваивание. Только в 2012 году появилась первая машина, собранная в Ульяновске. Из ворот предприятия на сегодняшний день вышло только девять самолётов в модификации МД-90А и один Ил-78М-90А, являющийся воздушным заправщиком.

Как пишет эксперт, такого количества недостаточно даже для укомплектовки одной эскадрильи. За восемь лет всего девять самолётов. В качестве справочной информации: чтобы десантировать одну дивизию ВДВ необходимо поднять в воздух больше трехсот транспортников, подобных Ил-76.

Десантирование
Десантирование

Такое отставание в производстве столь необходимых самолётов произошло не только из-за переноса производителя. Долгое время командование ВВС/ВКС уделяло внимание украинскому транспортнику Ан-70, считая его более перспективной моделью. Но оказалось, что время было потрачено зря. Да и не только время. Но может наоборот, все получилось намного лучше? Кто знает, как бы сложилась ситуация с украинским Аном на сегодняшний день.

Впрочем, такая ситуация складывается почти со всеми представителями военно-транспортной авиации. В скором времени по своему ресурсу отправится на «пенсию» Ан-26, а его замена в виде Ил-112В до сих пор в состоянии опытной модели. Открытым вопросом остаётся вопрос по двигателю самолёта — соответствует ли он мировым стандартам по своей надёжности и ресурсам? Вопрос очень актуален, потому как планируется использовать транспортник в ВКС РФ сотнями.

Неясно положение дел и с тяжёлыми транспортниками. Из имеющихся в распоряжении ВКС России двадцати пяти Ан-124, эксплуатируется на постоянной основе всего пять единиц. Складывается парадоксальная ситуация, когда твердят о необходимости таких самолётов вплоть до воссоздания их в серийных масштабах, но даже те, что находятся в распоряжении ВКС, стоят на «приколе». Причём такая ситуация наблюдается уже более двадцати лет.

«ВТА важное средство определения военной мощи страны для воздействия на удалённые регионы всего мира. Однако дожидаться, пока в распоряжении ВКС РФ появятся подобные аппараты в достаточном количестве, никто из потенциальных противников ждать не будет», — сделал вывод эксперт.

Последние статьи

«Он не сторонник Трампа. Зачем о нем говорить» — демократы США

Такое мнение американских политиков складывается в отношении убийц полицейских.

Контрольные проверки армии это не подготовка к войне

Военный эксперт рассказывает, для чего вооружённые силы РФ проводят учебные манёвры.

Для чего военным БАМ?

Десять военных железнодорожных бригад будут строить вторую ветку железной дороги.

«Геноцидные игры» или как Пекин ответит на бойкот Олимпиады 2022

Утверждается, что не менее восьми стран могут проигнорировать зимние олимпийские игры в Китае

Что делать русским при нападении украинцев на Донбасс?

Бывший военный аналитик предложил свои десять первоочередных «шагов», которые необходимо проделать российским военным в случае эскалации.

Очередные санкции Киева против России

Меры, предпринимаемые украинским руководством, больше наносят вреда собственной экономике и политической репутаци

«Просим объяснить присутствие военных США в Сирии» — представители России

В ответ на заявление Госдепа, Москва и Дамаск потребовали объяснений от Вашингтона о наличие воинских подразделений американских ВС в САР.

Провал запуска ракетной гиперзвуковой системы ARWW5

Оружие не выполнило ряд последовательности запуска.

Похожие статьи