Забытые страны, сыгравшие свою роль во Второй Мировой войне

Другие статьи

Существуют истории об участниках войны, которые рассказывают не так часто. Обычно страны помнят о достижениях своих героев, но забывают упомянуть роли союзников и партнеров, которые тоже оказали важное влияние на итог как отдельных сражений, так и всей войны. Когда же о союзниках вспоминают, то чаще всего помимо ближайших стран соседей называют Великобританию и США. Но реже упоминают, например, Латинскую Америку, чьи военные участвовали в войне.

Мексика

Отношения между Америкой и Мексикой в течение 100 лет перед мировой войной были напряженными, если не сказать больше. С 1846 по 1948 годы война между Мексикой и США и потери территорий, которые стали частью США, привели к тому, что обе страны относились друг к другу с подозрением.

Телеграмма Циммермана, которая привела к тому, что США вступили в Первую мировую войну, говорила о немецких усилиях втянуть Мексику в войну против Америки, чем вызвала еще большее недоверие к стране. Когда война разразилась в Европе в 1939 году, драматические отношения снова вышли на первый план, когда нефтедобывающая промышленность США не могла прийти в себя после того, как Ласаро Карденас конфисковал оборудование иноземных нефтедобывающих компаний. В результате Америка начала бойкотировать мексиканскую нефть и те вынуждены были искать союзников среди сторонников Германии.

Однако увертки Германии и выборы Мануэля Авилы Камачо, который должен был улучшить отношения с США, помогли сместить баланс в сторону антигитлеровской коалиции и начать взаимное использование авиабаз. Отношения между странами заметно потеплели после нападения на Перл-Харбор, и латиноамериканские авиабазы поддерживали движение самолетов и поставок в важную Зону Панамского канала.

К 1943 году президент Камачо понял, что если Мексика хочет принять участие в принятии послевоенных решений, тогда стране нужно играть более важную роль в битве. Однако Мексика никогда не участвовала в заокеанских конфликтах и военным нужна была существенная модернизация и обучение, чтобы быть эффективными на современном поле битвы. Совместная американо-мексиканская оборонная комиссия, которая была основана в 1942 году, летом 1944 года решила следовать модели бразильской истребительно-авиационной группы, но в меньшем масштабе.

201-я эскадрилья ВВС Мексики приступила к учениям на Рандольф Филде, Техас в июле 1944 года. 201-я эскадрилья развернулась на Лусоне, наФилиппинах для поддержки войск коалиции, сражавшихся за освобождение острова от армии Японии. Они провели только 59 боевых миссий, что делает их участие скорее символическим. Тем не менее, это позволило странам наладить отношения и сделать их более дружескими и тесными, чем в столетие до войны.

Бразилия

Наиболее ценным латиноамериканским союзником, например, для США, в войне оказалась Бразилия. Штатам пришлось сильно постараться, чтобы завоевать уважение Бразилии перед войной. В 1930-х годах Германия много времени уделяла налаживанию отношений с Жетулиу Варгасом, пытаясь соблазнить его самыми разными вещами – от торговых договоров до продаж вооружения и авиационных связей.

В 1937 году Германия взяла на себя слишком много, когда попробовала использовать страну в качестве своего сателлита. Такой расклад стал препятствием и потенциальной угрозой для авторитарных амбиций Варгаса. С падением Франции в 1940 году союзники столкнулись с возможностью того, что Французская Гвиана станет плацдармом Германии. Варгас, который столкнулся с потенциально враждебной страной на своей границе и населением с неопределенным отношением к США, быстро согласился на предложения Франклина Рузвельта и его гарантии защиты, дающие добро на улучшение аэродромов в случае требования ответа на эскалацию со стороны Германии.

Однако страх перед вторжением Германии был только малой частью того, почему США отчаянно стремились переманить эту страну Латинской Америки на свою сторону. Поставки резины из Латинской Америки также сильно беспокоили Рузвельта и мешали его амбициозным планам военного производства, так как традиционные поставки из Юго-Восточной Азии были перекрыты победой Японии после налета на Перл-Харбор. Другие крупные поставщики резины были связаны с Амазонкой.

Еще одним важным поводом для беспокойства был Атлантический воздушный мост. За 4 месяца до атаки на Перл-Харбор Америка столкнулась с важной проблемой поставок самолетов по программе Ленд-лиз в Британию. Хотя союзникам нужно было много самолетов, опасный североатлантический путь через Канаду, Гренландию и Исландию не был еще полностью установлен для немагистральных самолетов.

Наиболее очевидный путь через Азорские острова был не вариантом, потому что Португалия оставалась нейтральной до августа 1943 года. Кроме того, главные линии фронта находились в западной пустыне Северной Африки, где ВВС Великобритании столкнулись с итальянскими и немецкими войсками. Британия также пыталась укреплять азиатские колонии в качестве заграждения против Японии.

Все это означало, что нужно было установить воздушный путь через Южную Атлантику. Учитывая дозаправку в середине полета, которая еще не слишком практиковалась в военных операциях, был только один путь, который мог сработать – через северо-восточную часть Бразилии к западу Африки. Чтобы это стало выполнимо, Бразилия должна была стать союзником в борьбе против Германии, или хотя бы не врагом.

Другим вызовом, с которым столкнулась антигитлеровская коалиция в Бразилии помимо вопросов логистики, был баланс политических сил. Страх перед тем, что Бразилию втянут в войну, заставила лидера страны усомниться в важности сотрудничества, поэтому союзникам пришлось пообещать поставлять оружие армии Бразилии, чтобы гарантировать неприкосновенность страны. Наконец, президент пошел на эти условия, и первые полеты через Южную Атлантику начались 14 ноября 1941 года.

Через 4 дня после атаки на Перл-Харбор морские патрульные гидросамолеты начали взлетать с бразильских баз. До февраля 1942 года бразильский нейтралитет начал сходить на нет и президент Варгас разорвал дипломатические связи с союзниками Германии, особенно когда стало ясно, что немецкие лодки патрулируют берега Бразилии.

Между 1942 и 1944 годами Бразилия помогала бороться с подводными лодками Италии и Германии, действующими возле южноамериканского побережья.

Пока ВВС Бразилии продолжали бороться против Германии и ее союзников, США начали направлять самолеты через страну. Тогда как Япония не позволяла самолетам использовать пути через Тихий океан, самолеты летели через Бразилию в Африку и Азию, и даже отправляли многие самолеты согласно Ленд-лиз в СССР. Эта идея была впервые опробована после нападения на Перл-Харбор, когда Рузвельт позволил бомбардировщикам отправиться на Филиппины на расстоянии 32 тыс км. Как сообщается, 51 бомбардировщик преодолел перелет, но самолеты появились слишком поздно, чтобы помешать победе Японии.

Для четырехмоторных самолетов путь из Натала в Аккру, Западную Африку не был чем-то недостижимым. Но для самолетов попроще это было невыполнимой задачей. Их путь зависел от одного из главных логистических успехов войны: переназначения острова Вознесения примерно в 2400 км восточнее Натала в главную авиабазу. На базе не было источников питьевой воды, и он был потенциально уязвим внезапному нападению, поэтому британским и американским инженерам пришлось в срочном порядке работать над Wideawake Field, военным аэродромом, названным в честь болотных крячек, которые там жили. Аэродром начал работу в 1942 году и сыграл большое значение в войне. Без него десятки тысяч самолетов опаздывали бы к битве.

Несправедливо забытые страны, сыгравшие свою роль в войне

Помимо оказания сопротивления вражеским лодкам и использования в качестве важного пункта для осуществления поставок, Бразилия стала важным союзником. Варгас, увидев огромные преимущества подобного сотрудничества, согласился на призыв Рузвельта позволить войскам находиться в стране. Сюда входили 25 тыс. солдат, призванных оказывать сопротивление Италии. Отряд оказался весьма эффективным, осуществив 2546 боевых вылетов и уничтожив 1304 немецких машин, 25 мостов и 250 цистерн, потеряв 15 самолетов и 9 пилотов.

Аргентина

В отличие от Мексики и Бразилии, которые обнаружили, что тесные отношения и военный союз со странами антигитлеровской коалиции выгодны им во время войны, у Аргентины были более сложные отношения с союзниками. Хотя война обеспечила стабилизирующее воздействие на Мексиканское и Бразильское руководство, она дестабилизировало руководство Аргентины, что привело к военному перевороту в 1943 году. К власти пришло правительство, симпатизировавшее Германии. В результате антигитлеровская коалиция не могла убедить Аргентину объявить войну союзникам Германии до марта 1945 года. Тем не менее, Аргентина участвовала в воздушной войне довольно необычным способом: тысячи участников большой британской диаспоры добровольно пошли на службу в армию Британии и Канады, и многие попали в единственную Эскадрилью номер 164 Королевских ВВС, который проявил себя во время Нормандской операции.

Дзен

Последние статьи

США не боится российской эскадры ВМФ в Средиземноморье

«Старые, смешные и позорные», - так отзываются о русских боевых кораблях американские эксперты.

Похожие статьи