Знакомьтесь, российский военный авиапром

Другие статьи

Без тормозных парашютов F-35 норвежцам и даром не нужен.

Глядя на эту «эпопею» с тормозами в прямом и переносном смысле, Бельгийские ВВС приостановили ознакомление с контрактом на покупку F-35.

Первые договоренности на Aero India-2021

Индия станет партнером в производстве самолетов МиГ-35.

Великобритания возвращает контроль над атомным оружием

С 1999 года Организация по атомному оружию находилась под контролем консорциума под управлением Lockheed Martin, куда также входят Jacobs Engineering и Serco, в результате сделки, которая должна была находиться в силе до 2025 года.

Усиление Калининградской области происходит из-за постоянного наращивания западных сил рядом с российским анклавом

В следующем году на территории Калининградской области сформируют военное подразделение, коим станет мотострелковая дивизия.

Если взорвать миллион ядерных бомб в Марианской Впадине?

К счастью, это теоретический эксперимент, который был бы невозможен в реальной жизни. Однако он отражает некоторые из наших страхов и волнений по поводу возможного результата ядерной войны.

Концерн Калашников анонсировал ППК-20

ППК-20 начнет выпускаться в серийных масштабах уже в нынешнем году.

Задержки в производстве самолетов Су-30СМ

Очередная партия Сушек для белорусов придет в 2022-ом г., вместо 2019-го года.

Военный журналист Игорь Ворон познакомил своих читателей с состоянием дел в военной авиационной промышленности России. Журналист указывает на то, что Объединенная авиастроительная корпорация, созданная в 2006-ом г. стала единственной в стане корпорацией, которая занялась производством боевых самолетов. В тот момент с ОАК связывали возрождение авиационного военно-промышленного комплекса, сильно «просевшего» в постперестроечный период. Игорь Ворон рассказывает о том, какие надежды оправдались, а какие нет, и что предстоит сделать в будущем, чтобы престиж российской боевой авиации остался хотя бы на том уровне, что и сейчас.

Как утверждает автор материала, нынешняя ситуация начала складываться в 90-х годах прошлого века. Если внимательно проанализировать сферу закупок российских самолетов, то можно увидеть, что в указанной сфере лидерство захватила продукция конструкторского бюро Сухого. Из почти пятисот боевых машин, приобретенные ВВС РФ и авиацией ВМФ в период с 2008 по 2020 года, почти четыреста приходится на самолеты семейства Т-10. Это истребители Су-27СМ3, Су-30М2, Су-35С, бомбардировщики Су-34. Подобного в советский период не наблюдалось. Большинство самолетов в составе ВВС СССР приходилось на аппараты КБ Микояна.

Такая трансформация обуславливалась приспособлением производителей к новым рыночным условиям. В общем-то, у МиГов были неплохие стартовые позиции. МиГ-29 на тот момент успел стать основной боевой машиной во многих армиях мира. Он продвигался на рынках Азии и Африки. А в 1994 году малазийцы выразили желание приобрести машины для своих воздушных подразделений. Даже был заключен контракт на сумму равной шестьсот млн долларов. Восемнадцать МиГов отправились туда, где раньше не летал ни один советский самолет. Правда, у «двадцать девятого» был конкурент в Малайзии – американский F/A-18D. Но МиГи «победили» в конкуренции и сделали неплохую заявку на дальнейшее продвижение.

Однако заявка оказалась не реализованной. КБ Сухого сумели заключить контракт с китайцами на поставку Су-27, которые и стали главной движущей силой для продукции Су. Китайцы сделали «двадцать седьмым» очень популярными, а МиГ утратил свои лидирующие позиции.

Эксперты утверждают, что секрет популярности Су стала быстрая переориентация на нужды мирового рынка. Новая разработка КБ Су-30МК предусматривала все эти «нужды» и предназначалась в основном для зарубежного покупателя. «Тридцатый» составил серьезную конкуренцию F-15E и даже эту конкуренцию «выиграл». Затем последовали новые обновленные разработки «тридцатки», ставшие популярными в Индии. Именно в этой стране КБ Сухого сорвало «джек-пот», продав индийцам двести семьдесят два истребителя в несколько партий. Вслед за индийцами последовали Алжир и малазийцы, отказавшиеся от дальнейших покупок МиГов. И чем дальше, тем лучше – КНР, Вьетнам, Венесуэла и так далее.

Су-30МКИ
Су-30МКИ

Наличие стольких зарубежных покупателей помогло предприятиям Иркутска и Комсомольска пережить период без заказов от внутренних покупателей и сделать самолеты самые продаваемые в стране. К тому же даже получилось разработать бомбардировщик Су-34, провести модернизацию Су-27, запустить в серию Як-130, и наконец, взяться за разработку платформы самолета пятого поколения Т-50, позже превратившийся в Су-57.

Но и КБ Микояна не стояло на месте, правда, прогресс шел куда медленней, чем у Сухого. Самым большим событием для Миговцев стал контракт с индийцами на поставку для индийского авианосца Викрамадитья сорока пяти истребителей МиГ-29К. Этот контракт позволил КБ взяться за работу над созданием МиГ-35.

Конец двухтысячных привел к тому, что Россия сумела возобновить покупки самолетов для собственных вооруженных сил. С 2008 года по 2020 год ВКС РФ получили пятьсот шестьдесят семь аппаратов. Среди них присутствовало сто девять учебных Як-130 для обучения российских боевых пилотов. Самым массовыми среди закупок были бомбардировщик Су-34, истребитель Су-30СМ и Су-35С.

Но в Министерстве обороны РФ на этом не остановились. Генералы потребовали довести до серийного производства самолет Су-57 и взяться за проектировку двух комплексов ПАК ДА и ПАК ТА.

Но нельзя обойти и проблемы, неизбежно встречающиеся на пути у производителей авиации. Пока боевые самолеты находили своих потенциальных клиентов, дела в гражданской авиации, а вернее у их производителей, складывались не самым лучшим образом. Программа производства транспортника Ил-112В ярко показывала данный факт.

Ил-112
Ил-112

Она то запускалась, то останавливалась, то заново делало перерасчет, то изменялись требования к самолету. Подобные дела складывались и с Ил-76. Запланированные новые тридцать девять самолетов Ил-76МД за три года уменьшились до десяти единиц. И судя по всему, в России придется отказаться от среднего транспортного самолета Ил-214/276. Также дела обстоят и со специальными самолетами: воздушными заправщиками, самолеты локационной разведки, командные пункты воздушного базирования и многие другие. Все ранее планируемые цифры для производства были уменьшены до минимума.

Но есть чему порадоваться. Стратегические ракетоносцы Ту-160М2 будут «разрастаться в своей популяции» до сорока самолетов к 2030 году. К тому же прогнозируется, что в наступившем десятилетии на испытательные мероприятия выйдет перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА) и дальнего перехвата (ПАК ДП). А вот появление авиакомплекса транспортной авиации (ПАК ТА) находится под большим сомнением. Тут, как ни странно нам могут помочь те страны, которые раньше покупали в нашей стране самолеты – Китай и Индия.

ПАК ДА (графика)
ПАК ДА (графика)

Именно в этих странах идут усиленные разработки аппаратов, именующиеся в России ПАК ТА. И скорей всего в кооперации с одной из этих стран будет происходить разработка российского транспортника будущего. И, по всей видимости, это будет Китай, потому как сотрудничество с Поднебесной будет наиболее упрощенным и взаимовыгодным.

«Впрочем, это детали. Ближайшее десятилетие сложится для российского военного авиапрома под эгидой – поиск собственного пути развития. И речь не только про производителей. Речь идет обо всей структуры авиационного военно-промышленного комплекса. Если этого не сделать, все, чем сейчас гордятся боевые летчики, когда-то уйдет в прошлое, а нового взамен мы ничего не увидим», — заключил автор.

Последние статьи

Американская подлодка ждала приказа топить российские корабли

На ракетный удар американцев по Сирии, командование ВМС США готовились открыть огонь и по российскому флоту в Средиземном море.

«Сага о катастрофическом провале F-35»

Американский журналист пишет о том, как военно-промышленный комплекс США в «пустую» потратил два триллиона долларов.

Учения ВСУ – репетиция штурма Крыма?

На первую декаду марта на Украине запланирована отработка военных действий, которые пройдут в сотне км от крымского побережья

Боевая авиация у ЧВК

Некоторые частные военные компании обладают «воздушным флотом», способным участвовать в некоторых боевых действиях против стран-агрессоров.

Суданский фронт. Начало

Впервые за двадцать лет в Порт-Судан прибыл американский экспедиционник с морскими пехотинцами на борту.

Искусственный интеллект Арматы впервые «вычислил и сопроводил» цель

Испытания по применению систем ведения огнем танка Т-14 прошли успешно.

Как шведы впаривают истребители финнам

Причиной для подобной сделки указывается «возможность совместного отражения российской агрессии».

«Прочность новых автоматов не соответствует старому калашу» — эксперты

Футуристичный дизайн, множество пластиковых элементов и алюминиевая основа не смогли превзойти по техническим характеристикам оружие на платформе АК и AR.

Похожие статьи